Наверх
vorle.ru

Василис Лагос: Театр - это способ заглянуть внутрь себя

Культура

Греческий режиссер поставил в рамках орловского театрального фестиваля трагедию Софокла.

Для него театр — это духовная практика, путь к свету через опыт. В его театральном эксперименте нет игры. Есть путь от невежества к желанию открыть сердца людей. В Орел приехал известный греческий режиссер Василис Лагос. В рамках театрального фестиваля камерных и моноспектаклей "LUDI" он провел серию мастер-классов с актерами и студентами института искусств, итогом которых стало пара-театральное действо "Путь в Колон". Журналист городского портала vOrle.ru побывала на одном из мастер-классов и пообщалась с Василисом.

Путь к знанию

То, чему учит Василис Лагос, не рассказывают в театральных институтах. Его занятия больше напоминают духовную практику. Они заставляют человека заглянуть внутрь себя и открыть себя людям. Особое внимание он уделяет дыханию, ритму, метрике.

- Все это на базе знания, практики, связанной с поиском. Существует много метрических систем, мы использует гомеровский гекзаметр: полумелодический распев и метрика, - рассказывает режиссер.

Мастер признается, что многие сравнивают его занятия с восточными духовными практиками, такими как йога, например.

- Это потому, что восточное привычнее современному человеку, который задумывается о духовном, - говорит Василис Лагос. - Но и в нашей православной традиции это есть. Это путь к осознаю "кто я". Но "я" не метафизическому, а осознать лицо и уподобиться лицу. А уподобляемся мы Христу. Духовный путь, который помогает уподобиться. Театр для нас — это транспорт, машина, которая перемещает, чтобы познать, открыть, осознать. Чтобы открыть нас в мире.

Путь от отвержения к принятию

Артист театра "Свободное пространство" Максим Громов, занятый в эксперименте греческого режиссера, говорит, что первой реакцией было отвержение. Но с каждым занятием все открывались, становились ближе.

- Я должен был найти способ, чтобы мирно разрушить стену между нами. Открыть. Я попросил: доверьтесь мне на одну неделю. Разрешите мне показать вам что-то еще. Иное. И у нас получилось, - признается Василис.

Не сразу. Первые два дня были самыми сложными. Со временем люди стали раскрываться, становиться ближе.

- Потом я сказал: роль или пьеса это не для того, чтобы играть характеры. А чтобы у этих героев, характеров учиться. Как скальпелем, мы должны разрезать себя и посмотреть внутрь. Все глубже и глубже. Роль нам помогает открывать доброту, злость. И отбрасывать то, что не нужно. И тогда останется человек.

Путь с помощью метода

Своим ученикам Василис говорит, что субъективное — это хаос. Объективное помогает понять. Он учит их не играть, а жить на сцене, через свой опыт помогать людям обрести что-то новое. Василис Лагос учит не по Станиславскому.

- Может, я не должен этого говорить, но все же... Дело не в Станиславском, а в его методе. Думаю, основная проблема в том, что во времена Станиславского искусство должно было служить партии. Системе, в которой все, что не видимо, то опасно. И как тогда было говорить о духовной жизни. Поэтому Станиславскому пришлось найти другой метод — на почве рационализма. Человек стал машиной, животным. Нет у человека никакого другого мира, нет души. И человек стал психическим, а не духовным. Потому что нет второй стороны, которая будет строить другую личность, внутреннюю личность. Способную выравнивать. И в том театре, который создал Станиславский все на построено на страсти, эмоциях. Все от человека, для человека, все направлено на закрывание, а не открывание. И сейчас мы живем в мире людей, но не в мире лиц. Даже не людей, а единиц. И потихоньку мы идем к тому, чтобы стать номерами. Тогда с кем я буду говорить? К кому обращаться, к номерам? Или к лицам, именам, которые обозначают лица.

То, что делает Василис Лагос, априори не может быть репертуарным. Потому что, это духовный театр, а не психологический. Он утверждает, что повторяясь один-два месяца, постановка превращается в музейный экспонат, в ложь. Плохо или хорошо сделанную — не важно. Главное, что это перестает быть творчеством.

Путь Эдипа

Василис Лагос работает с древнегреческими произведениями. Для постановки в Орле он выбрал "Царя Эдипа" Софокла. По его словам, это хороший пример, показывающий путь открытия, познания себя. Через эту трагедию он хочет подсказать нам, что нужно по-другом жить, думать, ощущать.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка