Дарья Курасова: Почему детям нужно читать сказки
Победитель конкурса "Воспитатель года" — о детях, технологиях и танцах.
12 ноября в Рязани завершился финал Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года", и победу в нем одержала орловчанка — педагог дополнительного образования, хореограф, сотрудник детского сада №48 Дарья Курасова. В чем же секрет ее успеха?
— Дарья, расскажите, как Вы пришли в профессию?
— Это каверзный вопрос (смеется). Дело в том, что в детстве я не занималась танцами и никогда не планировала быть педагогом. Мое первое образование не связано ни с хореографией, ни с педагогикой. Только в 18 лет начала танцевать, сначала в качестве хобби, потом открыла студию, поступила в колледж культуры и искусств. На старших курсах меня пригласили на практику в детский сад №48. Думала, что отработаю месяц и уйду. Но я зашла в сад, увидела детей — и все! Оказалось, что преподавание — это мое призвание, дело всей жизни, просто я поняла это немного позже положенного.
— В воспитатели и учителя идут не ради денег, а ради чего?
— Я пошла ради удовольствия. Когда я готовила самое первое занятие на практике, я оторваться не могла. Выбрала тему, связанную с Африкой и индейцами, и целыми днями вырезала следы, перья, подбирала музыку, выдумывала. Сама от себя такого не ожидала! Но отдача от детей стала вознаграждением... Есть у них такая потребность — обниматься. Один подбежал, второй, и так по цепочке. Объятия детей — это лучшее, что есть в моей профессии. После них понимаешь, что бросить воспитание уже не сможешь.
— Современные дети — какие они?
— Я думаю, что они такие же, какими были мы. Каждое последующее поколение говорит: "Современные дети уже не такие, они хуже, они — потерянное поколение", но на самом деле в детстве все одинаковые. Без сомнения, они осваивают технику быстрее, чем мы, у них развиты большие пальцы, но это обычные дети. Ничего кардинально не поменялось, они не стали ни лучше, ни хуже, они — все те же наивные дети, какими когда-то были мы.
— Раз уж мы заговорили о гаджетах и больших пальцах: технологии для детей — это хорошо или плохо?
— Несколько лет назад считалось, что плохо, но это потому, что все новое воспринимают в штыки, как когда-то электричество или телевидение. Говорили: "Ну вот, теперь люди перестанут ходить в театры, читать книги", но этого же не происходит. Сегодня технологии плотно вошли в нашу с вами жизнь, что уж говорить о детях, которые родились в цифровом веке. Задача родителей и педагогов теперь — научить. Когда мы даем ребенку ножницы, мы объясняем, как ими пользоваться, чтобы не порезаться. Так и с технологиями: даем гаджет и учим. Конечно, нужно контролировать контент, выбирать то, что интересно и безопасно. Но при этом не использовать телефон или, скажем, планшет в качестве поощрения или наказания. Он есть и есть, ребенок может им пользоваться. И тогда технологии не будут восприниматься остро.
— Чтобы, как Вы говорите, учить детей технологической грамоте, педагог должен разбираться сам?
— Конечно! Я считаю, что современный педагог должен быть активным и все время учиться. Мир развивается семимильными шагами, появляются инновации, новые подходы и методики воспитания, дети активные и быстрее все осваивают. Мы должны за ними успевать.
— Припомните какой-нибудь смешной случай из профессии?
— Есть у меня в группе Егор — очень открытый и контактный мальчик. Ему нравится, как пахнут мои духи. То он говорит, что от меня клубничкой пахнет, то вкусной "елочкой" из папиной машины... Однажды я провела в саду весь день, и большую часть — рядом со столовой, где тогда готовили борщ. И вот подошел Егор, втянул носом воздух и так смущенно мне говорит: "Дарья Сергеевна, а сегодня от вас борщом пахнет!" (смеется). Вообще дети очень прямолинейные, они рассказывают обо всем. В каком-то садике над методическим кабинетом висит надпись: "Уважаемые родители! Просим вас не верить во все то, что ребенок рассказывает о детском саде и воспитателях; в свою очередь обязуемся не верить во все то, что они рассказывают нам о вас". Я думаю: золотые слова! Как-то слышала о случае, когда девочка пришла в сад и сказала, что ее папа ударил утюгом по голове. Потом оказалось, что она где-то набила шишку, и папа, чтобы не появился синяк, схватил первое, что попалось под руку — холодный утюг, и приложил.
— Давайте поговорим о конкурсе "Воспитатель года". Почему от Орловской области направили хореографа?
— Попасть на городской, а затем на областной отборочный этап могут и воспитатели, и хореографы, и логопеды, и психологи, а комиссия уже решает, кто поедет "на Россию". Конечно, существовал определенный риск. Например, одним из этапов конкурса была подготовка урока, который должен быть связан не только с привезенным проектом, но и заявленной темой. Тем было восемь, и две из них совершенно не связаны с хореографией. Естественно, мне досталась одна из них — транспорт. Потом жюри призналось, что они понятия не имели, как объединить транспорт и танец, но у нас получилось весьма успешно. Детям так понравилось, что мы взяли в том числе Приз зрительских симпатий.
— Как думаете, что помогло Вам победить в конкурсе?
— Не что, а кто: у нас была целая команда, "дружина", как говорит сотрудница нашего детского сада. Очень меня поддерживал Орловский институт развития образования, особенно Инна Ионовна Потапова (заведующая отделом охраны здоровья, физкультуры и ОБЖ) и Олеся Сергеевна Коркина (заведующая отделом дошкольного образования). Они ездят на конкурс каждый год, знают ситуацию изнутри. Если бы не они, я думаю, мы бы даже в десятку не вошли. Конечно, помогал коллектив детского сада №48. Воспитатели, медики, повара — все помогали мне понять, как вести работу по технологии, которую я представляла на конкурсе. Танцевали, словно дети, за что им огромное спасибо!
— Расскажите подробнее о проекте, который Вы представляли на конкурсе.
Мы везли технологию танцевальных пазлов "Калейдоскоп". Ее слоган: "Собираем танец из деталей, как конструктор". Дети любят делать что-то самостоятельно, любят собирать пазлы и конструкторы и, конечно же, танцевать. "Калейдоскоп" это все объединяет. Как? Мы берем танцевальное движение, обсуждаем его с ребенком и спрашиваем, на что похоже. Например, в народном танце есть движение, когда девушки выходят вперед с прямой спиной и отведенными руками. Дети говорят, что похоже на лебедя. Мы находим картинку лебедя и создаем из нее пазл. Так несколько движений. Дальше дети собирают пазлы в том порядке, в каком хотят. Получается последовательность движений, и под музыку они ее протанцовывают. Дети в восторге, потому что они все могут делать сами. Я только смотрю со стороны, подсказываю.
— Благодаря этой технологии и своей команде Вы — Воспитатель года! Как Вы планируете провести этот учебный год?
— Ну, нужно умудриться держать марку (смеется). А если серьезно, то я давно задумываюсь о том, чтобы начать заниматься с детишками с отставанием в развитии. Танцы — это терапия, которая приносит плоды. Понятно, что зависит от заболевания, но техника оправдывает себя. До конкурса я за это не бралась, потому что область очень серьезная, нужно как следует ее изучить. Теперь у меня есть время, а главное — возможности, развиваться в сфере инклюзивного образования.
— Что бы Вы пожелали родителям напоследок?
— Проводить больше времени с детьми. Читала недавно рассказ мамы о том, как они с ребенком ходят в сад и из сада. Туда — со скоростью мамы, галопом, за пятнадцать минут, а обратно — со скоростью ребенка. Да, это занимает гораздо больше времени, но они идут и разговаривают. Очень важно, чтобы родители в этом бешеном ритме современности думали не о материальной составляющей, а о духовной. Самую модную вещь или последнюю модель телефона нужно менять на лишнюю прочитанную на ночь сказку. Однажды у Альберта Эйнштейна спросили, как сделать детей умнее. Он ответил просто гениально: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки; если хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им еще сказки".
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить