Работа на автомате
Бизнес"Железные продавцы" продуктов питания и напитков все увереннее завоевывают российский рынок.
Наши мамы и папы прекрасно помнят то время, когда стакан прохладной газировки можно было получить, закинув в автомат несколько копеек. В советской эпохе никто даже не догадывался, что автоматизированная продажа напитков не что иное, как вендинг.
Сегодня этот объект ностальгии снова появился на улицах и в магазинах, а вместе с ним десятки новых видов "железных продавцов". Молочные продукты, конфеты и печенья, пирожки, пиццу и стаканчик ароматного кофе можно получить, всего лишь нажав на нужную кнопку. В этом и заключается суть вендинга — продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем.
Нажми на кнопку — получишь результат
За рубежом торговые автоматы заполонили рынок уже давно, уже в 2001 году объем вендинга в США составил 24,34 миллиарда долларов. Высокая конкуренция на вендиноговом сегменте рынка заставляет производителей идти на различные ухищрения, чтобы привлечь покупателей именно к своей вендинг-машине. Так, одна из японских компаний представила в Токио торговый автомат, который не только продает напитки, но и обеспечивает доступ к Интернету по Wi-Fi в радиусе 50 метров. В Тайване, к примеру, никого не удивят маникюрные автоматы, в Голландии — автоматизированный аппарат по аренде велосипедов. Пожалуй, самый необычный автомат, который разработали иностранцы, рассчитан на то, чтобы снимать стресс. Каким образом? Разбивая фарфоровую посуду. Доступ к чашкам и тарелкам, обреченным на то, чтобы разлететься вдребезги, обойдется в 25 долларов.
В Россию этот бизнес пришел в 90-х и сейчас только набирает обороты.
По данным Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли, в прошлом году российский вендинг вырос на 20% и стал пятым в Европе по размерам бизнеса. Выступая на общем заседании НААТ 12 марта, президент ассоциации Борис Белоцерковский отметил:
- Вендинг продолжит расти, конечно, не теми темпами, какие мы наблюдали на протяжении последних четырех лет, но прирост на 5-7% к концу года можно считать реальным.
С чего начнем? С кофе!
В основном российские бизнесмены продвигают кофейные и снековые аппараты. Предприниматель Василий Шкатов — один из постоянных участников Международных выставок автоматизированной торговли и один из первых, кто начал ставить автоматы с кофе в Липецке.
- Когда я начинал свое дело в 2008 году, это было больше хобби, уже потом это переросло в бизнес. Я тогда работал в организации, которая занимается проектированием и установкой оборудования на предприятиях питания. Почему вендинг? Это определенная независимость, есть "полет" для творчества – это миниатюрная модель точки общепита. Кофе – такой продукт, который невозможно предсказать. Много факторов влияющих на его вкус. Я не разочаровался в своем выборе, более того, он мне очень нравится, - рассказывает Василий Шкатов. - Как это ни странно, но продвинуть бизнес помогли федеральные конкуренты, благодаря которым люди просто-напросто привыкли к автоматам и стали умелыми пользователям. Сейчас получить желаемый товар не составит особой сложности как для ребенка, так и для пожилого человека. А первое время нам даже звонили и спрашивали, как что работает.
Теперь, пожалуй, редко можно найти офис или предприятие, где бы не стоял "железный продавец", готовый к услугам в любое время суток.
- Сейчас их просят установить, так как автоматы уже стали неотъемлемой частью нашего быта. Главное в данном бизнесе, как и везде, зарекомендовать себя и всегда поддерживать свою марку. Нельзя просто установить автомат и загружать его ингредиентами. Его необходимо поддерживать в достойном состоянии: это касается как внешнего вида, так и внутреннего. Так же важно подобрать те ингредиенты, которые необходимы в данном месте. Если все это не учитывать, то можно поставить автомат в хорошо проходимое место, но получать минимальную прибыль. В то же время, поставив в небольшой офис, можно получить очень хорошие результаты, - отметил бизнесмен.
В условиях экономического кризиса переход к вендингу — одно из выгодных и эффективных решений. Однако и здесь предприниматели отмечают подорожание оборудования и ингредиентов в среднем на 30%. Играя на альтернативе, для владельцев автоматов важно сохранить качество продукта.
- Сейчас есть небольшие трудности с молоком из-за санкций. Ищем другие варианты сотрудничества, в том числе и отечественными производителями. Основной продукт — это кофе, но и здесь появляются новые поставщики, которые предлагают более выгодные условия. А сейчас идет тенденция к снижению стоимости, - объясняет Василий Шкатов.
Есть ли будущее у вендинга в ЦФО?
Ответ на вопрос скорее положительный. Автоматы все чаще становятся привычной частью быта и для жителей Центрального Федерального округа. По словам липчанина, у воронежских соседей, помимо кофейного и снекового вендинга, развивается вендинг по продаже молока, мягкого мороженного. Продают молоко из автоматов и в Белгороде. В Туле работают аппараты по продаже на разлив бутилированной воды. В Орле семь юрлиц и порядка пятнадцати предпринимателей в данной сфере занимаются продажей напитков, а также игрушек, мелких товаров в фабричной упаковке, оказывают услуги по продаже железнодорожных билетов.
Директор МКУ "Курский городской бизнес-инкубатор "Перспектива" Ирина Матосова отмечает:
- Желающие заняться этим бизнесом за консультацией к нам пока не обращались, однако по количеству различных автоматов в городе могу судить о том, что данный вид бизнеса хорошо развивается. Продают все — от бахил до контактных линз. Что касается дальнейшей перспективы, то у любого бизнеса есть куда развиваться дальше. К примеру, в Москве работают несколько полностью автоматизированных ларьков. Там нет продавцов, но выбор предлагаемых продуктов большой. Там не только кофе, шоколадки, но и молоко, творог, мясная и рыбная продукция в вакуумной упаковке, различные консервы. Возможно, в ближайшее время подобные автоматы появятся не только в столице.
Справка ИА vRossii.ru: Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ P 51304–99 "Услуги розничной торговли. Общие требования" п. 4.2.2., реализация товаров вне магазина включает реализацию товаров через торговые автоматы. Подготовка товара к продаже, в том числе через торговые автоматы и отпуск покупателю, должны производиться в соответствии с правилами продажи.