Наверх
vorle.ru

Энергосервисный проект в Орле языком фактов

В Орле близится к завершению энергосерисный проект, или, как говорят в народе, замена уличных светильников. Напомним, что в декабре 2015 года ПАО «Ростелеком» заключило с МКУ «УКХ г. Орла» энергосервисный контракт на совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности использования электрической энергии комплексом электроустановок наружного освещения, расположенных на территории города Орла.

Энергосервисный проект в Орле языком фактов На правах рекламы 16+

О ходе реализации проекта, трудностях и перспективах наш корреспондент пообщался с представителем генерального подрядчика, Заместителем директора Орловского филиала ПАО «Ростелеком» - Директором по работе с корпоративным и государственным сегментами Виталием Андрюшиным.

-Виталий Валентинович, почему «Ростелеком» - телекоммуникационная компания, решила принять участи в столь непрофильном для себя проекте?

- В условиях растущих цен на электрическую энергию (мощность) и постоянным дефицитом бюджетных средств вопросы энергосбережения выходят на первый план, ведь по факту это и снижение потребления энергоресурсов, и развитие городской инфраструктуры, и повышение качества жизни граждан. Как таковой, энергосервис и построение в его рамках «умных» систем управления городской инфраструктуры – новый, быстрорастущий сегмент рынка, и ПАО «Ростелеком» как высокотехнологичная компания-лидер не останавливается на предоставлении только классических, можно даже сказать традиционных сервисов (Телефония, Интернет и Интерактивное ТВ», а развивает новые направления бизнеса, в том числе и в области энергосбережения.

Столь масштабный проект, реализуемый впервые в городе, где ПАО «Ростелеком» имеет разветвленную телекоммуникационную структуру, реально может быть выполнен только силами компании, обладающей необходимыми ресурсами и компетенциями, которой как раз и является Ростелеком. Ведь миллионные инвестиции, вложенные нами сейчас, будут возвращаться в течение пяти лет при условии достижения заложенного в контракте процента  экономии электроэнергии – 73 процента, и это на самом деле большой риск..

- Какова суть проекта? На сегодняшний день очень противоречивая информация поступает из разных источников, в том числе из СМИ?

- Если быть точным, то предметом Контракта является осуществление Исполнителем (ПАО «Ростелеком») действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) энергетического ресурса на Объекте энергосервиса, которые оплачиваются Заказчиком (УКХ г. Орла) исходя из размера экономии энергетического ресурса, возникающей в результате осуществления энергосервисных мероприятий,

Говоря простым языком осуществляется замен старых светильников внешнего освещения на новые энергосберегающие на существующей инфраструктуре с заменой шкафов управления и развертыванием Автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО). Это очень важно отметить – на СУЩЕСТВУЮЩЕЙ инфраструктуре.

Необходимо понимать, что при реализации Энергосервисных мероприятий мы не занимаемся полномасштабной модернизацией сети освещения г. Орла, мы не производим ремонт существующих опор, не строим новые, там, где они отсутствуют, либо расположены в нарушении нормативной документации. Но сами Энергосервисные мероприятия должны быть выполнены согласно требованиям действующего законодательства РФ, строительных норм и правил РФ (СНиП), государственных стандартов РФ (ГОСТ) и руководящих документов (РД) отрасли.

И самый важный момент, да и основная цель реализации Энергосервисного контракта, это получение экономии как в текущем периоде, так и в последующих периодах в том числе за сроками действия контракта.

Фактически если кратко в цифрах, то мы осуществляем замену 11 607 светильников, 154 шкафов управления и разворачиваем Автоматизированную систему управления наружным освещением (АСУНО). То есть, появится возможность  автоматического регулирования режимов включения и отключения в зависимости от длительности светового дня с формированием графика активности, возможно будет в автоматическом режиме отслеживать изменения нагрузки на участках электросетей, а также осуществлять контроль работоспособности силового оборудования.

- То есть диспетчера могу в режиме on-line, без заявки граждан, увидеть негорящий фонарь?

- Не совсем так. Чтобы идентифицировать неисправный элемент сети освещения, нужно каждый светильник оснастить специальным датчиком. У нас такое возможно в перспективе. Но АСУНО позволяет аналитическим методом определить каскад, на котором  возможны нарушение в работе элементов освещения, либо силовых цепей электропитания, а также формировать определенный набор статистических данных по нарушениям в сети освещения.

- Прежде, чем приступить к реализации проекта, были ли предприняты меры по энергоаудиту? Или на основании теоретических данных, подкрепленных старой архивной информацией был разработан проект энергосбережения?

- Обязательно!

На первом этапе было проведено энергетическое обследование существующей системы наружного освещения города Орла. Обследование проводилось специализированной компанией, допущенной в установленном порядке к выполнению такого вида работ. Проведение обследования (энергоаудит) было необходимо для определения объемов работ, проще говоря, нужно было понять, сколько светильников и какой мощности нужно заменить, а также понять на каких улицах, переулках и скверах существующая система не соответствуют требованиям государственных стандартов (расположение опор освещения, их высота, наличие/отсутствие светильников). В рамках данных мероприятий мы в том числе уже выявили ряд светильников, которые имели присоединение к городской сети освещения, но освещали частные территории – проще говоря, выявили незаконные подключения к электрическим сетям, что уже само по себе означает формирование экономии энергетических ресурсов. По итогам проведенных мероприятий по энергоаудиту был разработан энергопаспорт системы наружного освещения г. Орел, который зарегистрирован в Гильдии энергоаудиторов в г. Москва.

После того, как были получены необходимые данные, совместно со специалистами проектировщиками и специалистами Заказчика были обследованы более 500 улиц города Орла, и определены категории автодорог исходя из определенных параметров (ширина, расположение опор, дорожное покрытие и др.). На основании данных обследования и категорирования разработан проект модернизации системы наружного освещения, в котором указано применяемое оборудование с учетом необходимой мощности, расположением на существующих опорах, необходимых и планируемых к достижению показателей яркости и освещенности дорожного покрытия.

Следует отметить, что для разных классов и категорий автодорог устанавливаются различные нормативные параметры яркости/освещенности автодорог – так, например, на центральных улицах города, по которым осуществляется движение общественного транспорта, должно достигаться значение средней яркости дорожного покрытия 0,8-1 кд/м, а для внутриквартальных дорог нормируется средняя освещенность дорожного покрытия (не менее 10 люкс).

После проведения данных работ были сформированы и утверждены у Заказчика (УКХ г. Орла), два документа: энергопаспорт города и документ, определяющий категорийность дорог. Важно учесть, что в Орле только 40% дорог имеют категорию, остальные 60% – некатегорийные. На основании этих документов разрабатывался энергосервисный проект, который, в свою очередь, был утвержден Заказчиком, и сегодня все производимые работы осуществляются в строгом соответствии с утвержденным проектом.

- Но мнение населения по этому вопросу очень разное: от «отлично» до «ничего не видно», говоря про так называемую «зебру» на дорогах?

- Черезполосица – это результат, того, что работы по модернизации ведутся на существующей инфраструктуре. Там, где опоры линий электропередач расположены согласно ГОСТа (расстояние друг от друга, расстояние от проезжей части, высота опоры и т.д.)  нет «зебры», освещенность ровная, так как световой поток пересекается и не позволяет образовываться темным пятнам. Там, где опоры стоят на расстоянии до 120 метров друг от друга и 6 метров от проезжей части, естественно будут возникать темные пятна, и замена светильников на более мощные не спасет, так как диаметр рассеивания светильников– 25 метров. Чтобы убрать черезполосицу, нужно: либо установить дополнительные опоры, либо поднять существующие на высоту равную 1/5 расстояния между столбами, т.е. привести в соответствие с нормативными документами. Но это, еще раз, повторюсь не входит в периметр энергосервисных мероприятий по контракту.

- Ходит мнение, что подрядчик не хочет устранять замечания, которые вносит Администрация и не прислушивается к мнению жителей. Так ли это?

- Не могу согласиться с данным мнением, все сформированные замечания со стороны Заказчика рассматриваются в обязательном порядке. Так же нужно понимать, что проект масштабный и его реализация сразу бросается в глаза жителям города, восприятие света - процесс сугубо субъективный, который с одной стороны зависит от индивидуальных особенностей зрительной системы человека, с другой - от условий окружающей среды. Например, в дождливую погоду, освещенность на мокром асфальте кажется ниже, чем она есть на самом деле. Усугублять ситуацию может так же отсутствие разметки, что в целом затрудняет восприятие дорожной ситуации. Есть простой обывательский тест на освещенность - если получается прочитать газету находясь на улице, значит освещенность составляет не менее 10 лк. Хотя конечно лучше доверить оценку освещенности специальной лаборатории.

Кроме того, мы меняем устаревшие лампы ДНАТ и ДРЛ с желтым спектром свечения на современные светодиодные светильники с более холодной белой температурой свечения менее привычной для нас. Зрительно светильники воспринимаются совершенно иначе.

По характеру обращения делятся на две группы - по не горящим светильникам и по уровню освещённости. Бдительность граждан позволяет нам оперативно выявлять места, где уже установленные светильники не работают, и устранить проблемы с подключением, питающей сетью или заменить светильник. Кроме того, есть возможность уделить особое внимание тем местам, где освещенность вызывает вопросы у жителей города, и провести замеры освещенности, для дополнительного контроля качества работы подрядных организаций по проекту в текущем периоде. В дальнейшем, мы продолжим активное сотрудничество с жителями города в данном направлении.

Хочу еще раз акцентировать внимание на факте существования четких обязательств Исполнителя в рамках Энергосервисного контракта, все энергосервисные мероприятия регламентированы техническим заданием и должны быть выполнены согласно требованиям действующего законодательства РФ, строительных норм и правил РФ (СНиП), государственных стандартов РФ (ГОСТ) и руководящих документов (РД) отрасли, мало того согласно нормативов недопустим как недосвет, так и пересвет, говоря на сленге профессионалов.

- Есть какие-либо гарантийные обязательства у «Ростелекома» по контракту?

На все виды работ, произведенных в рамках энергосервисных мероприятий предусмотрен расширенный срок гарантии – 7 лет с момента завершения работ.

А какова экономия энергетического ресурса по проекту?

- Размер экономии энергетического ресурса, который мы должны обеспечить за весь срок действия Контракта, составляет более 31,75млн. кВт*ч, или более 6,3 млн. кВт*ч в год, что соответствует 73 процентной экономии.  Таким образом, город в течение 5 лет сэкономит порядка 180 млн. руб., не потратит ни одной лишней копейки с учетом ежегодного роста цен на электроэнергию в размере 5-7%, получит возможность тратить на собственные нужны 5% от всего объема экономии и получит соответствующую нормативным требованиям современную сеть освещения.  После окончания срока действия контракта вся экономия будет оставаться в распоряжении муниципального бюджета (а это более 42 млн. руб. в год в ценах 2021 г.) и расходоваться на решение иных важных вопросов местного значения.

- И еще один вопрос в завершении, сколько денег «Ростелекому» заплатил муниципалитет за реализацию энергосервисного проекта?

- Нисколько. Ростелеком реализует данный проект за счет собственных средств, инвестируя миллионы в развитие инфраструктуры города. Ни заказчик  - Управление коммунальным хозяйством города Орла, ни муниципалитет не тратят на сегодняшний день ни одной копейки на реализацию данного проекта. Как я уже сказал вначале, инвестиции, вложенные нами сейчас, будут возвращаться в течение пяти лет при условии достижения заложенного в контракте процента  экономии электроэнергии – 73 процента, и это на самом деле большой риск. При этом, нам возвращается 95% экономии, 5% - остается в бюджете муниципалитета. А по истечении 5 лет – все 100% экономии по данной статье расходов, будут консолидироваться в муниципальном бюджете.

Делать какие-либо выводы, пока проект в стадии реализации невозможно, да и нецелесообрано. Но уже сейчас видно, что снижение энергоемкости города позволит высвободить в муниципальном бюджете средства на реализацию социально-значимых проектов.

на правах рекламы 16+
10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка