Женщины в искусстве: сложный путь
Женщины, создававшие стихотворения и романы, обладали по крайней мере не меньшими способностями и не меньшей одаренностью, чем мужчины (хотя некоторые из них, как, например, Джордж Элиот, все же сочли необходимым взять мужское имя).
Рост доступности государственного образования и культурного капитала обеспечил этим книгам широкое распространение. В результате произведения Джейн Остин выдержали испытание временем наряду с книгами Филдинга и Диккенса, и в то же время вряд ли есть хоть одна женщина-художник или женщина-композитор английского происхождения (по крайней мере из проявивших себя до Второй мировой войны), чье имя было бы известно (16+) вне узкого круга специалистов и историков искусства.
Сферой приложения творческой энергии женщин традиционно были ремесла, связанные с домашним хозяйством (которым, как правило, отказывалось в статусе искусства), такие как ткачество или изготовление лоскутных одеял. Но даже в этих сферах, где женщины доминировали, статус «великого» определялся социальным разделением труда, характерным для патриархата. Так, кулинария иногда признается не только повседневной домашней работой, но и формой искусства. И тем не менее, хотя именно женщинам всегда приходилось выполнять основной объем работы в этой сфере, лидерами в общественном проявлении этого мастерства стали мужчины. Великими поварами и рестораторами, как и великими художниками, обычно становились мужчины, поскольку приобретение такого высокого статуса во многом было связано с большими культурными и финансовыми ресурсами, которые они имели в своем распоряжении.
Еще в 1962 году в Америке был опубликован учебник «История искусства», в котором не упоминалось ни одного женского имени. Почти сорок лет спустя Джуди Чикаго пишет о «системе искусства, дающей привилегии художникам-мужчинам, о чем свидетельствуют века дискриминации художников-женщин», об «исключении достижений женщин из канона истории искусств» и о том, что «даже сегодня лишь пять процентов произведений искусства из коллекций американских музеев создано женщинами». Однако сегодня, в XXI веке, когда благодаря феминистской историографии у нас появилась ретроспектива, мы понимаем, что в искусстве действительно было много женщин (16+), которых следует назвать «великими», какой бы критерий оценки мы ни использовали. Среди них Артемизия Джентилески (1593-1653), которую Джуди Чикаго определяет как «одну из первых женщин, начавшую зарабатывать на жизнь своим искусством», - одна из весьма немногих женщин-художников итальянского Возрождения, чьи работы наряду с произведениями признанных «великими» художников-мужчин участвовали в выставке «мастеров», демонстрировавшейся в разных городах Европы в 2001 году. Удивительная жизнь Джентилески, заново открытая Жермен Грир и другими исследователями, пытающимися подорвать Великую Мужскую теорию искусства, стала темой биографического фильма Аньес Мерле «Артемизия» (1997), после которого Джентилески превратилась в своего рода символ для современного поколения «плохих девчонок» в искусстве.
У Джентилески, конечно, было много последовательниц среди женщин, которые боролись за то, чтобы найти свое место и добиться признания в искусстве в рамках мужской культуры, не имея при этом такой поддержки, которая сегодня обеспечена феминистской политикой.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить