Наверх
vorle.ru

Женщины в искусстве: сложный путь

Женщины, создававшие стихотворения и романы, обладали по крайней мере не меньшими способностями и не меньшей одаренностью, чем мужчины (хотя некоторые из них, как, например, Джордж Элиот, все же сочли необходимым взять мужское имя).

Женщины в искусстве: сложный путь На правах рекламы 16+

Рост доступности государственного образования и культурного капитала обеспечил этим книгам широкое распространение. В результате произведения Джейн Остин выдержали испытание временем наряду с книгами Филдинга и Диккенса, и в то же время вряд ли есть хоть одна женщина-художник или женщина-композитор английского происхождения (по крайней мере из проявивших себя до Второй мировой войны), чье имя было бы известно (16+) вне узкого круга специалистов и историков искусства.

Сферой приложения творческой энергии женщин традиционно были ремесла, связанные с домашним хозяйством (которым, как правило, отказывалось в статусе искусства), такие как ткачество или изготовление лоскутных одеял. Но даже в этих сферах, где женщины доминировали, статус «великого» определялся социальным разделением труда, характерным для патриархата. Так, кулинария иногда признается не только повседневной домашней работой, но и формой искусства. И тем не менее, хотя именно женщинам всегда приходилось выполнять основной объем работы в этой сфере, лидерами в общественном проявлении этого мастерства стали мужчины. Великими поварами и рестораторами, как и великими художниками, обычно становились мужчины, поскольку приобретение такого высокого статуса во многом было связано с большими культурными и финансовыми ресурсами, которые они имели в своем распоряжении.

Еще в 1962 году в Америке был опубликован учебник «История искусства», в котором не упоминалось ни одного женского имени. Почти сорок лет спустя Джуди Чикаго пишет о «системе искусства, дающей привилегии художникам-мужчинам, о чем свидетельствуют века дискриминации художников-женщин», об «исключении достижений женщин из канона истории искусств» и о том, что «даже сегодня лишь пять процентов произведений искусства из коллекций американских музеев создано женщинами». Однако сегодня, в XXI веке, когда благодаря феминистской историографии у нас появилась ретроспектива, мы понимаем, что в искусстве действительно было много женщин (16+), которых следует назвать «великими», какой бы критерий оценки мы ни использовали. Среди них Артемизия Джентилески (1593-1653), которую Джуди Чикаго определяет как «одну из первых женщин, начавшую зарабатывать на жизнь своим искусством», - одна из весьма немногих женщин-художников итальянского Возрождения, чьи работы наряду с произведениями признанных «великими» художников-мужчин участвовали в выставке «мастеров», демонстрировавшейся в разных городах Европы в 2001 году. Удивительная жизнь Джентилески, заново открытая Жермен Грир и другими исследователями, пытающимися подорвать Великую Мужскую теорию искусства, стала темой биографического фильма Аньес Мерле «Артемизия» (1997), после которого Джентилески превратилась в своего рода символ для современного поколения «плохих девчонок» в искусстве.

У Джентилески, конечно, было много последовательниц среди женщин, которые боролись за то, чтобы найти свое место и добиться признания в искусстве в рамках мужской культуры, не имея при этом такой поддержки, которая сегодня обеспечена феминистской политикой.

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка