Содбис отвечает: О субсидиях на выполнение госзадания
Продолжаем серию публикаций, в которых даем ответы на актуальные вопросы в юридической сфере, сферах трудового законодательства, бухгалтерского учета и налогообложения, госзакупок, финансов и маркетинга. Сегодня поговорим о субсидиях.
Вопрос: Что нужно знать о субсидии на госзадание бюджетного учреждения при досрочном его выполнении?
Ответ: Финансовое обеспечение выполнения бюджетным (автономным) учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ). Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
В каждом публично-правовом образовании устанавливается:
1) порядок предоставления субсидии (абзац третий п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
2) правила и сроки определения объема финобеспечения задания (п.п. 4, 5 ст. 69.2 БК РФ), включающие:
- сроки и объемы перечисления субсидии;
- требования по возврату субсидии в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания (согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ);
- расчет нормативных затрат на оказание услуг на основе базовых нормативов и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ.
В госзадании могут устанавливаться допустимые (возможные) отклонения (п. 3 Положения N 640). Предусмотрено два варианта утверждения отклонений в процентах от установленных значений показателей качества и (или) объема:
1) в отношении отдельной госуслуги (работы);
2) общее отклонение - в отношении всего задания или его части.
Значения отклонений, устанавливаемые на текущий год, можно будет изменить только при формировании задания на очередной год.
Порядок определения и применения значений допустимых отклонений устанавливается правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Если учреждение перевыполнило или недовыполнило задание в пределах допустимого отклонения, по итогам года у него не возникает обязательство по возврату суммы субсидии в доход бюджета, а орган учредитель не обязан предоставлять из бюджета дополнительные средства. Это же правило применяется и при определении суммы остатка субсидии, подлежащей перечислению в конце года на основании предварительного отчета о выполнении задания.
Если не превышен допустимый диапазон отклонений, который устанавливается от объема госзадания в целом, от части госзадания или от отдельной госуслуги, то превышение этого допустимого отклонения по составной части госуслуги не свидетельствует о невыполнении госзадания.
Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения госзадания возможно только при соответствующем изменении самого задания (см. постановление Челябинского облсуда от 27.09.2018 N 4А-1087/2018). В отношении федеральных учреждений объем субсидии может быть также уменьшен при уменьшении состава и стоимости имущества учреждения, признаваемого в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организации и земельным налогом, изменения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе в случае введения налоговых льгот (п. 41 Положения N 640).
Если показатели предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания госуслуг, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то госзадание подлежит уточнению в соответствии с указанными в предварительном отчете показателями. Соответственно, перечисление завершающего платежа должно осуществляться с учетом уменьшения госзадания, то есть в меньшем размере, или не перечисляться вовсе (в зависимости от показателей предварительного отчета). Таким образом, уже в конце года после уменьшения задания учреждению может быть уменьшен итоговый объем полагающейся субсидии.
Если на основании представленного учреждением по итогам финансового года отчета о выполнении госзадания, показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии в объеме соответствующем показателям неисполнения госзадания подлежат перечислению в федеральный бюджет. Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в федеральный бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание госуслуг, определяемых в соответствии с Положением N 640 (п. 46 Положения N 640). Объем остатка субсидии, подлежащий возврату в федеральный бюджет, рассчитывается как произведение значений отклонения по каждому из показателей объема государственной услуги (работы), превышающего допустимое (возможное) значение, и нормативных затрат на оказание единицы показателя, характеризующего объем указанной государственной услуги (работы) (письмо Минфина России от 09.09.2019 N 09-07-08/69429).
Возможна ситуация, когда по итогам года по отдельным услугам (работам) учреждение перевыполнило задание, а по другим не выполнило. При этом задание не корректировалось. В этом случае остатки субсидии, приходящиеся на объем неоказанных (невыполненных) услуг (работ), надо перечислить в доход бюджета (письма Минфина России от 11.04.2016 N 02-01-09/20628, от 05.02.2016 N 02-01-09/5870). Что же касается перевыполнения задания, то орган-учредитель может, но не обязан предоставить соответствующую целевую субсидию - перечень оснований для предоставления субсидий на иные цели является открытым (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
При досрочном прекращении выполнения госзадания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям невыполненного задания, должны быть перечислены в бюджет и учтены как возврат дебиторской задолженности текущего года. Если досрочное прекращение выполнения госзадания связано с реорганизацией федерального бюджетного или автономного учреждения, неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению учреждениям, являющимся правопреемниками.
Аналогичные требования содержатся в п.33 Постановления Правительства Орловской области от 01.12.2015 N 527(ред. от 18.12.2020)"Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Орловской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания"
Увеличение размера финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания является обязанностью учредителя в случае увеличения объемов государственного (муниципального) задания, доведенного учреждению ранее, при условии досрочного выполнения государственного (муниципального) задания, а также при наличии необходимости в дальнейшем предоставления государственным (муниципальным) учреждением до конца текущего года государственных (муниципальных) услуг. В случае несанкционированного перевыполнения государственного (муниципального) задания орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе отказать учреждению в возмещении понесенных расходов (смотрите Рекомендации Минфина России от 22.10.2013).
Подготовлено по материалам Содбис (18+).
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить