ОАО "Орелрастмасло": взгляд изнутри
Новости компаний (на правах рекламы)Защитники "свежего воздуха" мешают избавиться от запаха семечек.
Уже более 100 лет в Орле работает производство растительного масла. Ранее оно называлось Орловский маслобойный завод. Пройдя через приватизацию, модернизацию и оптимизацию, переименовано в ОАО "Орелрастмасло". Сейчас это крупное предприятие, перерабатывающее до 500 тонн рапса и подсолнечника в день. Орловское масло используют для производства майонезов, горчицы и даже детского питания известных брендов. Одно время даже "Олейна" не стеснялась ставить свой логотип на орловскую продукцию, пока не запустила собственные заводы.
Но в последнее время с именем ОАО "Орелрастмасло" связывают не столько понятия качество, успех, гордость, а скандалы с запахом семечек или "вонью" (определение зависит от чувствительности обоняния и предрасположенности к скандалам). Сейчас в суде идет второй раунд споров между жителями соседних домов и предприятием. ОАО "Орелрастмасло" "вызывает рак", "шумит", "производит биотопливо", "держит рабов", "выбрасывает запах ночью" и так далее. Чтобы познакомиться со всеми этими особенностями производства, мы отправились на завод.
Это хранилища для зерна: наземные почтенного возраста и блестящие современные на высоте.
Это тот самый корпус, где из семян делают масло и откуда пахнет. Под этой крышей и отделяют "зерна от плевел", и рафинируют, и проводят лабораторные исследования конечной продукции – все в одном здании.
В ОАО "Орелрастмасло" оборудование европейских стандартов – английское, немецкое. За работой машин наблюдают люди.
– На сырьевом участке зерно проходит очистку и отправляется в цех прессования. Его подают на вальцевые станки, где происходит измельчение, плющение и вскрытие клеток, чтобы легче было извлечь масло – получается мятка, – рассказывает технический директор предприятия Константин Грушенко. – Дальше мятка подается в две жаровни – большие бочки, где происходит процесс влаготепловой обработки (подогревается до 100 градусов). Потом масса подается на пресс, где отжимается масло (если объяснить просто, это словно огромная соковыжималка или мясорубка).
Получившееся масло идет на первичную очистку, а жмых, в котором все еще осталось 25% масла, подается на два горизонтальных кондиционера. Здесь он снова подогревается, но уже до 118 градусов, и подается на четыре пресса окончательного выжима. На втором прессовании выбирают оставшееся масло, а жмых – готовый продукт – отправляется на склад для последующей реализации, как пищевая добавка.
"Именно в процессе подогрева семян и мятки идет специфический запах", – поясняет Константин Грушенко. Вредных веществ, вредных примесей там нет. Это показывают соответствующие замеры, проводимые Росприроднадзором, Роспотребнадзором – ОАО "Орелрастмасло" работает в пределах допустимых норм. (Упрощенно все производство – это пропустить семена через соковыжималку).
Предельно допустимые выбросы и предельно допустимые концентрации значительно ниже пороговых, однако после жалоб орловчан и первого судебного разбирательства, была смонтирована газоочистная установка. Система аспирации, удаляющая влагу и пар, образующиеся в процессе работы, дополнена фильтрационной установкой. Ее первая задача – максимально охладить выпускаемый в атмосферу воздух, вторая – снять примеси, которые могут присутствовать.
– Четырехступенчатая система, где убираются частицы масла, масленый аэрозоль, пыль, – поясняет директор по перспективному развитию Валерий Быковский. – Маслоуловитель, инжекционно-пенный аппарат, биофильтры. Мы анализируем работу установки. Чтобы добиться максимальной эффективности, пробуем использовать больше сорбента для запахов, меняем систему подачи воздуха. Пытаемся поймать оптимальную концентрацию влаги и тепла.
– В России я не знаю ни одного завода, который бы ставил очистные установки по удалению запахов на прессовых цехах, – говорит Константин Грушенко. – С чем это связано, сложно сказать. Некоторые заводы располагаются за территориями городов, к старым заводам народ настолько привык, что не обращает внимания. Мы отправили три запроса в европейские компании на предмет возможности нам помочь, может у них что-то есть интересное в области очистки газов.
Ирония в том, что судебные тяжбы мешают заводу перейти на новый уровень производства, где обработки высокими температурами не будет, и следовательно, будет снята проблема запаха. Экстракция – это принципиально иной принцип извлечения масла. После первого прессования в жмых подается растворитель – нефрас, который вымывает из него остатки масла. Потом через систему дистилляции они разделяются. Экстракция, в отличие от второго прессования, снижает потери до 1%.
– И нам хорошо, и городу. Однако администрация Орла заняла выжидательную позицию, пока идет судебный процесс. В августе мы подали документы на разрешение на проектирование, уже третий месяц ждем, – поясняет Валерий Быковский.