Можно ли научиться хорошо водить машину в автошколе?
Пять мифов о курсах подготовки водителей.
Учиться водить автомобиль с нуля, а потом сдавать экзамен на права всегда непросто, в любое время года. Но, всё же, есть период, который специалисты называют оптимальным. И это весна. Оно и понятно: экзамен придется сдавать уже летом, что гарантирует комфортные условия вождения. Но вот где взять гарантию качественного обучения и как не потеряться в выборе автошкол, гораздо более сложный вопрос. Ведь почти каждый раз, говоря о высокой аварийности на дорогах, представители ГИБДД критикуют автошколы за качество подготовки водителей. Взаимная пикировка выглядит примерно так:
- Ну как вы их учите?
- А зачем вы им тогда права выдаете?
Искать крайнего можно до бесконечности, только вот простым людям, которые хотят отучиться и уверенно ездить за рулем, от этого не легче. Чтобы хоть как-то облегчить им решение этой непростой задачи, попробуем разобраться, по каким критериям нужно выбирать автошколу, чтобы получить на выходе ожидаемый результат. Для этого мы решили опровергнуть самые опасные, вводящие в заблуждение мифы.
Миф первый: здесь учат
Это далеко не везде так. В стране тысячи "виртуальных" автошкол, которые представители привычных называют "сетевыми". Они есть практически в каждом городе и районном центре, немало их и в Орле. Такие шарашкины конторы "прикрываются" лицензиями, выданными на один головной офис, а сами набирают слушателей за смешные деньги по объявлениям с указанием номера мобильного телефона.
- Сейчас это достаточно развитый сетевой бизнес. Объявления в региональных газетах гласят: "Как выучить правила дорожного движения за 6 часов без взрыва мозга?! Приходите, поможем. Сдача экзамена в ГИБДД гарантирована!". Вот так зазывают людей, и они идут! У нас в программе заложено на изучение ПДД 106 часов. Они же обучают по "сокращённой программе". Само помещение школы (как правило, это небольшая съемная комнатка), литература и наглядные пособия, инструкторы, автопарк, – всё это тоже далеко не лучшего качества, ведь это деньги, затраты. Да, цена в этих сетевых организациях ниже, чем у зарекомендовавших себя автошкол, но качество подготовки очень сомнительное.
В лучшем случае курс подготовки рассчитан не на обучение водителя, а на натаскивание к сдаче экзамена в ГИБДД. То есть запрограммированный максимум – получение "корочек". Остальное никого не волнует. Как вы будете потом ездить по загруженным орловским улицам – ваши проблемы. А это и есть главный показатель успешности вашей учёбы, по окончании которой вы должны самостоятельно без проблем управлять автомобилем. Похвастаться результатом после обучения у таких "сетевиков" мало кто может, а потому приходиться доучиваться, идти в тот же ДОСААФ и брать дополнительные часы вождения с профессиональным инструктором. Благо у старейшей автошколы региона, пожалуй, единственной из всех, есть полноценная современная учебно-материальная база для подготовки водителей всех категорий транспортных средств, а значит есть и возможность заниматься с вами в любое удобное для вас время.
Представители Генпрокуратуры в прошлом году проанализировали состояние законности при подготовке кандидатов в водители транспортных средств в автошколах. И "нарыли", что много организаций, занимающихся подготовкой водителей "игнорируя требования законодательства о лицензировании образовательной деятельности, об образовании, подготовка автошколами водителей нередко проводится без соответствующей лицензии, а также с нарушением предусмотренных лицензией требований". Кроме того, в ряде автошкол отсутствуют образовательные и рабочие программы по обучению кандидатов в водители, графики учебного вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой.
Что делать? Искать крупные автошколы, работающие давно и имеющие хорошую репутацию. Проверить лицензию, узнать, кто преподает, где проходит обучение, на каких машинах учат водить. У автошколы должен быть свой автопарк (в идеале машины должны быть не старше 3-4 лет), и свой автодром. Только тогда можно говорить о качестве обучения.
Миф второй: можно найти недорогую автошколу
А вот и нет. Средняя стоимость обучения в автошколе – 22-23 тысячи рублей. И те, кто обещают выучить за 12-15 тысяч все равно свое возьмут. Потом. Как ни крути, а доплачивать придётся. Желая сэкономить, вы в итоге потратите гораздо больше, причём в разы, чем было заявлено изначально. Во время обучения выяснится, что за бензин надо платить отдельно, за подготовку пакета документов для ГИБДД — тоже, вождение в выходные дни и вечером — опять сумма увеличивается и т.п.
И иначе быть не может: современный процесс обучения вождению очень затратен и требует больших финансовых вложений. Отсюда и формируется реальная цена за обучение.
Но получается так, что школы, не дающие обучение в нужном объеме, но берущие меньшие деньги, имеют конкурентное преимущество перед теми, кто выдает положенные по программе часы подготовки! Представители автошкол считают, что если обучать добросовестно, нельзя за 15 тысяч рублей выпустить нормального водителя.
Что здесь поможет? Не искать, где дешевле, а ориентироваться на сложившиеся в регионе цены. За такую экономию потом все рано придется расплатиться: штрафами, здоровьем, жизнью.
Миф третий: женщинам ездить за рулём не дано
И это абсолютное заблуждение! Кстати, первым в мире водителем была женщина, Мерседес, в чью честь назван этот гигантский автоконцерн. Дочь основателя. Она же первой провела ралли на автомобиле. Так что утверждения, что женщинам не место за рулем - глупости. На западе вообще этот вопрос не обсуждается. Слава богу, в последние годы, это мнение кардинально стало меняться и у нас.
- Более половины обучающихся у нас – женщины, - говорит инструктор Орловского учебного центра ДОСААФ России Вячеслав Зубков. – Причем абсолютно разных возрастов: от студенток до пенсионерок. Я считаю, что научить ездить за рулем можно любого человека, вне зависимости от пола и возраста. Нет такого понятия "не дано". Просто к каждому человеку нужен свой подход.
Так что дело в личности инструктора, компетенции, таланте преподавать. Многие целенаправленно идут учиться именно к определенному инструктору по совету подруг. Как ни крути, а от его профессионализма очень многое зависит. Так что если решили сесть за руль – идите к своей цели! И помните: дорогу осилит идущий.
Миф четвёртый: лучше учиться на механике
Кстати, перед слабым полом чаще всего стоит и вопрос: учиться на "механике" или "автомате"? Многие считают, что если научатся управлять автомобилем с МКПП, то с "автоматом" уж точно не будет проблем.
Но если вы собираетесь ездить на машине с автоматической коробкой передач, то зачем вам лишняя острота ощущений на практических занятиях? А она вам обеспечена. Пока вы будете бесконечно передергивать рычаг переключения передач и вразнобой нажимать на три педали, другие девушки с легкостью выворачивают руль одной левой, и у них не глохнет двигатель через каждые пять минут.
Да, конечно, вы сможете потом при желании проехаться где-то по загородной трассе на "механике". Но вот только желание такое, после езды на "автомате", у вас вряд ли возникнет. Так что не мучайте ни машину, ни инструктора, ни себя. Не стоит оно этого.
Миф пятый: без взятки экзамен не сдать
Есть массовое заблуждение, что сдать на права без взятки нельзя. Свои промахи и ошибки, как нерадивые студенты, курсанты любят объяснять словами "завалили" и "бесплатно не сдать". Признаться, что не хватило умения, как правило, стыдно. Проще оправдать себя таким способом.
На самом же деле всё обстоит не так. Никто целенаправленно валить на экзамене по вождению не будет. А вот тот факт, что вас недоучили в автошколе, придется признать. Вам просто с горем пополам выдали учебные часы, а как потом вы будете сдавать экзамен и ездить, никого не интересует.
Единственная автошкола, где инструктора получают зарплату прямо пропорционально проценту сдачи экзаменов учащимися в ГИБДД – это ДОСААФ. Вот тут инструктора кровно заинтересованы сделать из вас настоящего водителя. Но такая ответственная автошкола в нашем регионе, к сожалению, единственная. Так что делайте выводы, уважаемые читатели, и не ошибитесь с выбором!