Древнерусские имена до сих пор остаются в забвении
КультураКак сообщили в управлении ЗАГС по Западному округу города Белгорода, горожане стали чаще давать детям старинные русские имена и необычные имена нерусского происхождения, прежде в Белгороде не встречавшиеся.
Вероника, Арина, Злата, Аделина, Милена, Маргарита, Полина, Никита, Ярослав, Глеб, Ефим и Лев – далеко не полный список «диковинных» имен, которыми нарекают детей. А называем ли мы детей истинно русскими, старинными именами? Как выяснил корреспондент ИА Vrossii, практически - нет.
Так сложилось, что в большинстве случаев мы носим христианские имена древнегреческого, древнеримского и древнееврейского происхождения. Но что нам известно о древнерусских, языческих, дохристианских именах, которыми веками нарекали наших предков? В современном обиходе из них популярны единицы, и, как правило, мужские: Ярослав, Владимир, Святослав, Всеволод, Игорь и другие. Женщин в нынешней России языческими именами практически не называют, сохранились лишь несколько – Людмила, Любовь (вероятно, от Любавы) и Ольга (от Вольги).
А ведь много прекрасных, красивых древнерусских имен, и мужских, и женских, о которых мы, носители русской культуры, стыдно признаться, совсем ничего не знаем. И почему-то в других славянских государствах – к примеру, в той же Польше (Войцех, Божидар, Славомир и многие другие) или Сербии (Томислава, Радован, Ягода), к примеру, исконных, языческих имен в потреблении сохранилось гораздо больше, чем у нас. Руководитель Белгородского молодежного клуба научной реконструкции «Хранители» Инесса Максимова уже много лет занимается исследованиями, касающимися, в том числе, и собственных личных имен наших предков. Она поделились с корреспондентом ИА Vrossii некоторыми бесценными сведениями по этой теме.
По словам Инессы Эдуардовны, женскими именами, заканчивающиеся на «-слав», преимущественно, называли княжон (это касается и аналогичных мужских имен): Болеслава, Всеслава, Верхуслава, Звенислава. А как красиво, ласково звучат: Голуба, Любава, Милава, Богумила, Купава, Малуша, Томила, Малюта… Нежданой или Найдой могли назвать девочку, чтобы «обмануть болезнь», чтобы хворь не пришла в дом, были и Немилки, и Погонейки, и Досады. Вообще, женщина Древней Руси за свою жизнь могла менять имя несколько раз: одно получала при рождении, другим могла назваться посла замужества, нередко меняли имя вдовы. Православное имя, которым крестили ребёнка, долгое время считалось тайным, «оберегом», чтобы злые силы не знали о нем, да и нынче многим нашим соотечественникам при крещении дают второе имя.
С 13 века князей на Руси нарекали лишь христианскими именами, без языческих, а бояр, посадских и крестьян часто называли двумя. Интересно, что с 15 века языческие имена ( многие из них теперь совсем непривычны нашему современному слуху - Валуй, Волк, Третьяк, Прокша, Доброгост) стали переходить в разряд прозвищ, превращаясь в фамилии, а с 13 века начинают появляться отчества у высших слоев (на юго-западе Руси, кстати, их употребляли очень редко). Кстати, на Руси иногда встречались отчества, образованные и от женских имён, как, например, Лука Марфин, Семен Катеринич. Возможно, если бы этот элемент древней культуры сохранился, то, помимо отчества, мы имели бы и «матчество». Интересно, что в 14-15 веке отчества стали часто употребляться в качестве имени.
Как считают историки, с принятием христианства и борьбой с языческими обычаями, исторические древнеславянские имена постепенно вытеснялись и забывались. В советские времена стало ещё меньше имён, под «горячую руку» попало и множество христианских, православных имён. Например, имя «Мария» - одно из самых популярных в христианском мире, долгое время в нашей стране считалось архаичным, устаревшим. Это касается и многих других – таких, как Матрёна, Ульяна и Анастасия.
Теперь наметилась обратная тенденция: многие имена возвращаются, становятся вновь востребованными. Но почему-то языческие, исконные древнерусские имена, имеющие русские корни и происхождение, до сих пор по большому счету остаются в забвении.