Татьяна Шевцова: Школьникам кнут не нужен
Интервью с руководителем департамента образования Орловской области в преддверии Дня знаний.
В этом учебном году в Орловской области за парты сядут 74 тысячи учеников. Уже завтра для них прозвучит первый звонок, ознаменовывающий День знаний. Ожидает ли школьников что-то новое? И к чему стоит готовиться родителям подрастающего поколения? Эти и многие другие вопросы журналист городского портала vOrle.ru задала руководителю департамента образования Татьяне Шевцовой.
— Татьяна Анатольевна, расскажите, пожалуйста, планируются ли какие-то изменения в сфере образования Орловской области на ближайший учебный год?
— Будут подвижки по созданию условий для занятия физкультурой и спортом в сельских школах, а также доступной среды для детей-инвалидов. Кроме того, Орловская область до сих пор входит в число федеральных площадок Рособрнадзора по внедрению новых технологий при проведении ЕГЭ. Но в целом ничего сверхъестественного ожидать не стоит: региональные законы, регулирующие деятельность образовательных учреждений, не изменились, поэтому работаем в привычном темпе.
— И все же изменения в орловском образовании есть: закуплены бесплатные комплекты учебников для городских школ. Правда, губернатор Орловской области Вадим Потомский говорит о том, чтобы заменить их на электронные планшеты. Как Вы считаете, насколько внедрение инноваций необходимо?
— Я считаю, что в ближайшем будущем, конечно, нам не избежать перехода на электронные учебники. В некоторых школах Орловской области уже активно применяется подобная практика. Однако введение электронных версий потребует ежегодного дополнительного финансирования для обновления операционных систем и версий учебников, и средств пока на это нет. Зато городские школы на 100% обеспечены книгами — это уже значительный плюс.
— Слабые места есть в каждой сфере. А каковы слабые места образования Орловской области и как их можно усилить?
— Необходимо уделять больше внимания подготовке молодых учителей к работе в современном образовательном пространстве. Современная школа — это технологии плюс грамотный высокопрофессиональный педагог, который способен передать свои знания и умения ученикам. Поэтому, да, особое внимание необходимо уделить практической — именно практической! — подготовке молодых специалистов на базах общеобразовательных организаций региона, а также изучению всех современных технологических способов обучения.
— Министр образования и науки РФ Ольга Васильева предлагает ввести в школах православное воспитание. Как Вы относитесь к этой идее?
— Зачатки для того, чтобы ввести православное воспитание, появились еще в 2012 году. Тогда в некоторых регионах в программу начальной школы включили курс "Основы религиозных культур и светской этики". Его слушали учащиеся четвертого класса, а затем еще в пятом — "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Однако я считаю, что детям и их родителям нужно давать право выбора образовательной организации — в традиционной форме или с учетом православного воспитания.
В Орловской области три частных образовательных заведения приглашают учеников обучаться в том числе религиозно — в Орловском районе, в Болхове и в Орле. В июне 2017 года открылся духовный православный центр Вятский Посад. Так что вопрос духовного воспитания в регионе активно прорабатывается.
— Воспитанники духовных семинарий будут сдавать Единый государственный экзамен по итогам обучения наравне с другими школьниками. Лично Вы выступаете за или против этого? И что все-таки лучше: ЕГЭ или традиционный экзамен?
— Такова итоговая аттестация выпускников. Процедура сдачи ЕГЭ ежегодно претерпевает изменения, и, нужно сказать, что все они направлены на максимально объективную оценку знаний обучающихся. К счастью, выпускники нашей области удачно справляются с главным школьным испытанием, получают такие результаты, которые позволят поступать в вузы даже за пределами региона. Я — за качество образования! А ЕГЭ именно качественно раскрывает образовательный потенциал каждого обучающего, показывает уровень компетенций педагогов, достижения школ, выявляет проблемы в организации образовательного процесса.
— Наши родители сдавали итоговые экзамены в традиционной форме, и считают, что тогда образование было лучше. Так ли это? Отличается ли советский выпускник школы от российского?
— В современной системе образования первоклассники приходят в школу совершенно другими, чем когда-то. Если раньше в первый класс приходили несмышленые малыши, то сейчас – почти сформировавшиеся личности, которые знают, как себя поставить в коллективе и какое место хотят занять. Умственно нынешние школьники намного развитее. Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всех современных информационных технологиях. Каким бы злом не считали компьютеры, в них нужно разобраться, многие родители не могут настолько быстро «схватывать» то, что детям нужно лишь один раз показать. Однако советские дети были более пытливее, более интересующимися, ведь всю необходимую и интересующую информацию находили в книгах, энциклопедиях. Дети чаще ходили в библиотеки, читальные залы. Лучшим подарком для многих была детская энциклопедия. Дети умели дружить, были более открытыми для общения со сверстниками.
— Мы уже говорили о том, что Ольга Васильева предлагает включить в программу школ духовное воспитание, шла речь и о возвращении астрономии. А каких предметов на Ваш взгляд не хватает в школах?
— Трудно ответить. Я считаю, что сейчас в школах созданы все необходимые условия для всесторонне развитой личности обучающегося. Все полученные знания позволяют выпускникам поступать в вузы, становиться высококвалифицированными врачам, учителями, специалистами, а большего и не нужно.
— У любого воспитателя есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в современной школе?
— Думаю, в настоящее время учителям кнут не нужен. Все обучающиеся и их родители имеют четкое понимание, что без образования в современных реалиях очень сложно будет развиваться как личности. Мир постоянно меняется, современные технологии далеко шагнули вперед. Педагоги выступают в роли заботливых наставников, которые развивают всесторонне развитого человека, способного самостоятельно принимать верные и правильные решения, а не в роли держателя кнута.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить