"Баррикады непонимания": почему родителям трудно, а их детям-подросткам еще труднее?
Часть шестая: "Интернет – моя жизнь". 21 век – век гаджетов, эпоха информации и социальных сетей. В самом начале статьи мы говорили об этом, но только вскользь, не как о конкретной проблеме. Сейчас же пора затронуть непосредственно негативную сторону воздействия современных технологий на подростков. Взросление – крайне сложный процесс, как мы уже успели выяснить, и во время него у подростков возникает множество вопросов.
Откуда же узнать ответы, если спросить у родителей неудобно, а ровесники могут и не знать ничего о них? Правильно, из интернета. С самых разных сайтов, порталов и форумов, "хватая" помимо нужной и действительно полезной информации множество перевранных фактов, лжи и даже насилия. "Кибербуллинг" (проще говоря, издевательства в киберпространстве) – одна из важнейших проблем современности, с которой сталкиваются все люди, имеющие доступ к Всемирной Паутине. Оскорбления, угрозы, сообщение другим пользователям сети компрометирующей информации – некоторые подростки даже не представляют, с чем могут столкнуться, если не будут знать, как грамотно вести себя в Интернете.
"А разве я смогу научить ребенка, как пользоваться интернетом? Он сам уже может все, еще и меня учит" - скажет большинство родителей. И будет абсолютно право. Нынешние тинейджеры действительно достаточно осведомлены о том, как работает интернет, компьютеры и современные технологии в целом. Но "кибербуллинг" - понятие абсолютно новое и незнакомое даже некоторым подросткам. Дело в том, что расцвет интернет-травли, как ни печально, происходит именно сейчас, и все мы только учимся сопротивляться ей.
Что можно сделать, чтобы обезопасить ребенка от разрушительного влияния киберпространства? Регулировать его пользование гаджетами в первую очередь. И речь идет не о том, чтобы отнимать телефон и читать переписки – это может вызвать агрессию со стороны подростка (в конце концов, так вы нарушите его личное пространство и право на тайну личной переписки). Можно завести страничку в той же социальной сети, где сидит ваш ребенок, и отправить ему в заявку в друзья (при этом не обязательно называться чужим именем – ничего страшного в том, что вы тоже имеете социальные сети и хотите иметь в них контакт со своим ребенком нет, наоборот, это поможет открыть для ребенка новый взгляд на вас: он увидит, что вы "идете в ногу со временем" и стараетесь понять его культуру и интересы). Имея хотя бы "дружеский" доступ к странице ребенка в соц. сети, вы можете многое узнать о нем: например, какая музыка ему нравится, чем он увлекается (это можно увидеть через его подписки), кого добавляет в друзья. Другой способ обучения безопасному пользованию интернетом – совместный поиск и чтение статей на эту тему. Вам будет познавательно, а вашему ребенку полезно увидеть, какие опасности таит в себе Мировая Паутина, и как их можно избежать.
Порой возникает проблема, тоже связанная с технологиями, но уже несколько иного характера. Речь идет о зависимости от гаджетов. Когда ваш ребенок проводит все свободное время, уткнувшись в телефон или планшет, а вы уже не знаете, что с этим делать, потому что просьбы и разговоры не помогают – правильно выстроенные отношения с подростком идут под откос. Что же можно сделать в такой ситуации? В первую очередь, самому стать примером для тинейджера и не сидеть бесконечно в своих любимых девайсах. Если собственный пример не помогает (что, скорее всего, так и будет), можно попробовать иной метод борьбы с "зависимостью": постарайтесь проводить больше времени в реальном общении, отвлекайте подростка от интернета интересными разговорами, активным отдыхом, совместным времяпрепровождением. С этой проблемой, как и с другими, можно справиться, но для этого придется приложить немало усилий.
Комментарии подростков
1. Как много времени Вы проводите в интернете? Пытаются ли родители контролировать это? Случалось ли такое, что родители просили почитать Ваши личные переписки в социальных сетях или брали Ваш телефон "на проверку"? Соглашались ли Вы на это?
2. Насколько важную роль в Вашей жизни играют гаджеты и интернет? Чем именно они Вам помогают в жизни?
3. Сталкивались ли Вы с "травлей" в интернете (грубыми комментариями, угрозами, агрессивными пользователями, непристойным контентом)? Какие меры Вы предпринимали, чтобы оградить себя от этого?
Анна, 18 лет:
1. Достаточно много. Раньше родители контролировали меня и следили с фейковых страниц. Доходило до того, что меня снова запугивали и избивали. Конечно же, я не давала и не буду давать в жизни читать свои личные сообщения.
2. По моральным ценностям интернет играет важную роль в моей жизни. Я нашла друзей и поддержку с их стороны. Также музыка, доступ к которой я получаю через интернет, была главной составляющей в моем формировании.
3. Да, сталкивалась, и не раз. за анонимной маской все смелые, хотят показать себя "крутыми", хотя на деле они ничто. Я иногда ставила их на место, а иногда мне было лень и я просто переводила все в шутку, затем блокировала.
Яна, 16 лет:
1 . Довольно часто сижу в интернете. Родители это не контролируют, но просят не сидеть долго перед сном и ночью. Они никогда не брали мой телефон на проверку и не просили читать личные переписки.
2 . Гаджеты – полезная вещь, и в моей жизни они играют достаточно большую роль. С их помощью можно узнавать новости, читать, учиться, общаться с друзьями со всего мира и много чего еще полезного.
3 . Насколько я помню, ничего такого серьезного не происходило. Если уж попадала в такую ситуацию, то всегда есть ограничение доступа – черный список.
Жанна Кравченко, психолог, гештальт-терапевт, специалист по работе с детьми, подростками, супружескими парами и семьями, член Общества практикующих психологов "Гештальт-подход":
Актуальная тема затронута. Социальные сети и интернет, это реальность. Выход в сеть дает нам доступ к информации, общение с самыми разными людьми. Вместе с тем, может нести в себе различные риски. Грань между реальным миром и онлайн-пространством стала менее чёткой, а у подростков, кажется, её нет совсем.
Подростки очень уязвимы. На это влияют и гормональный всплеск, и первая влюбленность, и первые неудачи, встреча со своими тяжелыми переживаниями, комплексы, конфликты с одноклассниками…. Виртуальный мир может показаться заманчивым избавлением от проблем, здесь – легкость общения, принятие, возможность быть другим. Кроме всего прочего, школьники не только ищут интересующую их информацию, но стремятся предоставить в Интернет информацию о себе и о своих школах, друзьях и т. д И тут важно научить правильно работать с информационным полем. Родители должны предупреждать подростков, объяснять, какого рода информация не должна быть в общем доступе.
Важно, чтобы у вашего ребенка было как можно больше правдивой информации на этот счет. При этом нужно не запугать его, а информировать.
"Баррикады непонимания": почему родителям трудно, а их детям-подросткам еще труднее? Часть пятая: "Я уже не ребенок!".
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить