Наверх
vorle.ru

Любишь кататься?

Минтранс пытается обуздать велосипедистов и «сочувствующих».

Любишь кататься?

Согласно сообщениям федеральных СМИ, с 1 марта 2022-го года должен вступить в силу ряд новых поправок к ПДД. Пока не понятно, относится ли это и к поправкам об использовании велосипедов и Средств Индивидуальной Мобильности (СИМ).

Возможно, эта часть нововведений ещё будет дорабатываться. Работа над пакетом законодательных мер, призванных урегулировать движение таких транспортных средств, ведётся Минтрансом уже несколько лет.

Не за горами и открытие велосезона. А значит, в любом случае, самое время посмотреть на текущую версию поправок в ПДД, связанных с велосипедами и СИМ, и оценить возможные последствия воплощения новых правил в жизнь.

Юридический статус

Для начала, уточним, что это всего лишь проект, предложенный Правительству РФ Министерством транспорта РФ. Правда, уже прошедший общественное обсуждение и, в очередной раз, изменённый и дополненный.

Согласно действующему законодательству, изменения вносятся в ПДД постановлениями федерального правительства. Пока соответствующее постановление не выпущено, велосипедисты и «прочие» могут сильно не напрягаться. Однако, возможно, этот день уже не за горами.

Ознакомиться с полным текстом поправок можно на официальном портале, где публикуются правовые акты.

Главные изменения

Итак, что же предлагается?

Во-первых, официально внести новое понятие – Средства Индивидуальной Мобильности. Согласно поправкам, под него попадают:

  • роликовые коньки,
  • самокаты,
  • электросамокаты,
  • скейтборды,
  • электроскейтборды,
  • гироскутеры,
  • сигвеи,
  • моноколёса,
  • иные аналогичные средства.

Как видите, список максимально широкий. В то же время уточняется, что велосипеды и инвалидные коляски не являются СИМ. При этом велосипед вообще является полноценным транспортным средством. Тех, кто передвигается на инвалидных колясках, поправки не затрагивают – они останутся приравнены к пешеходам.

Также в тексте предлагаемых поправок конкретно оговаривается, что СИМ это «устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека».

Новый статус

Важно отметить, что новые поправки изменяют само значение понятия «пешеход».

Сейчас лица, использующие СИМ, приравнены к пешеходам. После введения поправок это будет касаться только детей в возрасте до семи лет. Более старшие «товарищи», катаясь на СИМ, уже не смогут пользоваться этим статусом и соответствующими преимуществами.

Это, конечно, касается только случаев, когда человек именно передвигается на СИМ, а не сам везёт или несёт его. В таком случае он тоже считается пешеходом.

Где можно будет ездить?

Это зависит от инфраструктуры. Если есть велодорожка, велозона, велополоса (на проезжей части) – то, двигаясь на велосипеде или СИМ, следует в обязательном порядке использовать именно их.

Если вышеуказанных объектов нет, но есть тротуар – именно он к вашим услугам. Если нет и тротуара – Вы должны двигаться по обочине. Наконец, если отсутствует даже обочина – для велосипедов и СИМ предназначен край проезжей части. А вовсе, например, не её середина.

Правда, последнее не касается СИМ, оборудованных гироскопической стабилизацией. Им запрещается выезжать на проезжую часть в любом случае (кроме как на велополосу).

С какой скоростью можно будет ездить?

На проезжей части дороги – с любой. В велосипедных зонах, жилых зонах и дворовых территориях и, вообще, везде, где рядом находятся пешеходы – до 20 километров в час.

Преимущества

Важно, что при этом у пешеходов всегда будет приоритет в движении. А лицо, использующее велосипед или СИМ, при возможном возникновении аварийной ситуации, должно прекратить движение и спешиться.

Правда, пешеходов, в свою очередь, обязуют не создавать помех движению велосипедистов и «СИМ-щиков» по велодорожкам.

При этом водители автомобилей должны уступать «СИМ-щикам» дорогу при выезде с прилегающей и въезде на прилегающую территорию, на нерегулируемых пешеходных переходах и при повороте направо.

Ответственность

Размеры штрафов за нарушения вышеприведённых предлагаемых новых правил ПДД составят 800 рублей (если велосипедист или «СИМ-щик» находился в трезвом состоянии), либо от одной до полутора тысяч рублей (если экспертиза признает его нетрезвым).

Тему прокомментировал наш эксперт – доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ Александр Андреевич Цыганов.

руководитель департамента Финансового университета при Правительстве РФ
Александр Цыганов

После целого ряда случаев наезда на пешеходов осенью 2021 года появились разработанные МВД России предложения о внесении изменений в Правила дорожного движения, направленные на регулирование передвижения граждан не только самокатов, но и других недавно ставших популярными средств передвижения. Упорядочить движение самокатов, велосипедов и прочих средств индивидуальной мобильности нужно было уже два-три года назад. Причём верно выбранный предмет регулирования в данном случае тоже важен – может появиться или стать популярным новое средство передвижения, например, моноколесо или установка электромотора на старый велосипед.

Наверное, уже каждый сталкивался с курьером, несущимся против потока пешеходов или резко пересекающим дорогу. Такое поведение опасно и может причинить травмы всем участникам возможного ДТП, а автовладельцы могут попасть под обвинение и понести уголовную ответственность, если собьют велосипедиста или самокатчика, пусть даже последний и нарушил ПДД.

Летом довольно трудно стало прогуляться по набережной Москвы-реки в популярных местах – людской поток хаотичен, рядом медленно прогуливающиеся пешеходы, бегуны, любители роликовых коньков, самокатов, велосипедов и так далее. Очевидно, что такое смешение далеко не всегда создаёт атмосферу праздника, но часто приводит к травмам и отсутствию желания прогуляться там вновь. Поэтому упорядочить такое движение важно и для пешеходов, и для автомобилистов.

Минусом может стать часто игнорируемое обществом чрезмерное регулирование, что порождает правовой нигилизм, и недостаточная сеть дорожек для велосипедов и других средств индивидуальной мобильности, так как важно не зарегулировать, а развести потоки пешеходов и пользователей этих средств. С этим сложнее – климат в большинстве регионов России  не способствует круглогодичной езде, но можно было бы подумать о сезонной разметке или знаках, которые не действовали бы зимой.

Также меры по регулированию потоков должны сочетаться с ужесточением материальной ответственности в случае нанесения травм пешеходам, что в будущем может привести к появлению аналога ОСАГО для пользователей средств индивидуальной мобильности.

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать


Комментарии ()

Чтобы оставить комментарий,
необходимо войти в систему
или зарегистрироваться

Вернуться к списку новостей

Последние новости

Спецпредложения компаний (на правах рекламы)

Яндекс.Директ



подписка