Липчане не торопятся экономить электроэнергию
Общество<p>В России сейчас особенно остро стоит вопрос энергосбережения. В продукции, выпускаемой в нашей стране, заложены энергозатраты, которые в полтора, а то и в два раза превышают западные аналоги. А это отражается на цене готовых изделий. Поэтому для мобилизации экономики страны и повышения конкурентноспособности выпускаемых товаров требуется правильно выбрать пути энергосбережения. </p> <p> Недаром проблема энергосбережения возведена в ранг государственной задачи. Согласно государственной стратегии к 2020 году планируется снизить энергоёмкость российской экономики на 40%. </p> <p>С этой целью в ноябре 2009 года был принят федеральный закон № 261 "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности...". Активно заработать он должен был уже в июле этого года.
Прокомментировать положения этого закона и рассказать о ситуации в Липецкой области мы попросили генерального директора Липецкой энергосбытовой компании, кандидата технических наук, Сергея Аргентова.
- Федеральный закон № 261 создаёт мотивы, наделяет ответственностью, а исполнительная власть на местах конкретизирует его подзаконными актами и вырабатывает экономические стимулы: дешевле и доступнее становятся финансовые источники. Например, созданный в нашей области Фонд энергосбережения - это хороший инструмент для запуска данного процесса. При определённом его использовании крупные бизнес-сообщества, посмотрев, какие условия для них создаются, начнут направлять свой потенциал в сферу энергосбережения и доводить дело до конкретных результатов.
- Но при энергосбережении снизятся объёмы потребления, значит, энергетикам это невыгодно?
- Этот миф исходит оттого, что не учитывается сущность ценообразования в энергетике. А схема у нас такова: энергетическая компания обосновывает свои затраты, потом управление энергетики и тарифов определяет, какой объем энергоресурсов в следующем году будет поставлен, и все затраты, а также прибыль, включаются в тариф на следующий год. То есть рентабельность энергокомпаний не зависит напрямую от объёмов продаж. В этом суть государственного регулирования.
К тому же у нас нет никаких опасений на счёт снижения поставок - годовой рост потребления в нашем регионе почти в 2 раза выше снижения объёмов электропотребления, которое может быть достигнуто путём реализации программ энергосбережения за 10 лет. Тут есть ещё и другой аспект. Сегодня многие энергетические компании сталкиваются с дефицитом пропускной способности электропередающей инфраструктуры: не хватает мощностей подстанций, сетей. Если учесть, что ежегодно в Липецкой области потребление возрастает в среднем на 5%, то, соответственно, к 2020 году потребность в электроэнергии увеличится на 70% от нынешнего уровня.
Чтобы обеспечить такую пропускную способность, в электроэнергетическую инфраструктуру Липецкой области потребуется вложить миллиарды рублей. Такие объёмы сложно освоить, а главное – они приведут к большому росту тарифов. Однако, если нам всем удастся выдержать целевые показатели заданные правительством (сокращение энергоёмкости экономики региона на 40%), то потребности в инвестициях сократятся вдвое, а это - меньший рост тарифов на электроэнергию, более реальные планы строительства новых объектов. Так что энергосбережение выгодно всем, и в первую очередь энергетическим компаниям.
- Что нового, на ваш взгляд, привносит Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности?
- Он обязывает всех, кто будет участвовать в этом процессе, постоянно информировать потребителей об энергоэффективности конкретных товаров. Более того, вводятся запреты на неэффективные технологии. Менее чем через полгода, а точнее с 1 января 2011 года будут запрещены к продаже лампы накаливания мощностью свыше 100 Вт, с 1 января 2013 года уйдут из оборота лампы свыше 75 Вт, и с 1 января 2014 года – свыше 25 Вт. То есть практически с начала 2014 года должно прекратиться производство лампочек, которые сейчас неэффективно освещают наши квартиры.
- И что взамен? Энергосберегающие лампы китайского производства?
- То, что лампа китайская, не говорит о плохом качестве. На неё есть гарантия, во время которой она окупается. Есть уже приёмные пункты, которые утилизируют эти лампы. К тому же у нас в стране налаживается собственное производство энергосберегающих лам. Но дело пока не в этом. Просто люди не готовы сегодня потратить 2-3 тысячи рублей, чтобы сразу заменить в квартире существующие лампочки на энергосберегающие - не позволяет доходность населения. Лично я заменил у себя дома пять ламп на энергоэффективные, которые съедают в пять раз меньше мощности на освещение. Хочется проверить гипотезу их долговечности. За полгода моего эксперимента ни одна из энергоэффективных ламп не вышла из строя, а из пяти, поставленных в то же время обычных ламп, две уже перегорели.
- В чем еще Вы видите положительные стороны Закона по энергосбережению?
- Во-первых, этот закон обязывает местные органы власти, коммунальные службы, застройщиков, собственников домов увеличивать энергоэффективность зданий и многоквартирного фонда.
Во-вторых, всем собственникам зданий и сооружений вменяется в обязанность установка приборов учёта. Это направление, наверное, более других набирает обороты. Наша компания уже устанавливает электросчётчики нового поколения за счёт собственников жилья. Но сейчас мы ведём диалог с властью, чтобы эту работу включили в программу энергосбережения Липецкой области, и чтобы она частично оплачивалась из областного бюджета. Это уменьшит бремя расходов населения. Данная проблема сегодня обостряется ещё и тем, что у многих сельских жителей стоят устаревшие, низкого класса точности электросчётчики, которые в соответствии с новыми стандартами надо менять.
В-третьих, определены правила заключения энергосервисных договоров. Их суть справедлива. Если юридическое лицо готово предложить кому-то энергосберегающие технологии, то оно теперь имеет право на получение определённой части эффекта от внедрения этой технологии. Думаю, это хороший мотиватор для бизнеса.
И, наконец, четвертое. Государство не просто призывает всех заниматься энергоэффективностью, оно начинает с себя. В законе прописано, что за пять лет в бюджетных организациях удельное потребление энергоресурсов должно сократиться на 15% (по 3% в год). Это достаточно жёсткое условие.
- Что, на Ваш взгляд, сдерживает энергосбережение в нашей области?
- Думаю, ничто не сдерживает. Время энергосбережения как раз наступило на данном этапе развития страны. И сегодня в структурах власти, в энергетических компаниях большое число людей занимается разработкой программ по энергосбережению. Я уверен, что в ближайший год мы выйдем на конкретный результат.
Единственное, что бросается в глаза, - это недостаточная информированность населения. Именно из-за этого, я считаю, у нас низка массовая бытовая культура энергосбережения. Например, вот уже несколько лет мы предлагаем дифференцированный тариф "ночь-день". Установив приборы учёта, которые замеряют ночное и дневное потребление, человек может более дешёво покупать электроэнергию. Мои родители уже год включают автоматическую стиральную машину по ночам, потому что с 23 часов вечера до 7 часов утра тарифная ставка на 46% дешевле. Но этой услугой у нас в области пользуются не более 1% населения.
Или, например, мы предлагаем крупным юридическим лицам экономить средства путём закупок электроэнергии на оптовом рынке, что очень выгодно. Но этим воспользовались пока единицы.
Не спешат также наши граждане устанавливать приборы учёта, хотя по личному опыту скажу, что когда мы у себя дома стали списывать показания счётчиков, то некоторыми энергоресурсами, в частности, водой стали пользоваться более экономно. Ну и, конечно, самый простой метод энергосбережения – начать с собственного освещения. Использование энергосберегающих ламп позволяет сократить потребление электроэнергии на освещение в 4-5 раз.