Самая безопасная безопасность
ТранспортТяжело ли будет превратиться из пешехода в водителя?
5 октября вступили в силу изменения в закон "О безопасности дорожного движения". С этими переменами связано много шума. В каких-то городах на маршруты не вышел общественный транспорт, на котором работают мигранты. Идут разговоры о лоббировании интересов определенного типа автошкол. Ходят слухи о предстоящих сложностях в обучении и увеличении стоимости автознаний...
И так, основные моменты поправок.
Больше категорий
Вводится 16 категорий и подкатегорий транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право. Самая ожидаемая – "M". В нее включили мопеды и легкие квадрициклы, за их руль могут сесть только юноши и девушки старше 16 лет. (Кстати, теперь к пассажироперевозкам допускают водителей только старше 21 года).
Сдать экзамены "автоматом"
"Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией".
С иностранными правами за "баранкой" не место
"Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами...
Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей".
Самоподготовка, такая самоподготовка
Водитель – это профессионал, который обязан пройти соответствующее обучение.
"К сдаче экзаменов допускаются лица, <...>, прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку. Программы и порядок подготовки и переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти..."
Стоит отметить, что пока нет необходимых подзаконных актов, программ, изменений в Кодексе об административных правонарушениях, Закон работает "не в полную силу". Скутеристов пока никто не будет наказывать. Для иностранцев без местных прав предусмотрели отсрочку, чтобы они успели пройти обучение. Автошколы до сих пор не видели программы подготовки по новым категориям и подкатегориям.
Вообще, для россиян, которые сейчас имеют права и успешно курсируют по дорогам России, практически ничего не изменится. В большей степени взволнованы нововведениями автошколы и кандидаты в водители.
Мы обратились за комментариями к специалистам различных автошкол.
Как вы думаете, как на ситуации на дорогах отразятся поправки к закону "О безопасности дорожного движения"? Станут ли дороги безопаснее? Улучшится ли качество обучения? Не получится ли, что возможность получения профессии "водитель" будет сильно ограничена из-за увеличения временных рамок и цены курсов автошкол?
Директор АНО "Автошкола - Автопилот" Станислав Стецюк:
– Пока сложно говорить, как изменится ситуация на дорогах. Нет программы обучения, соответственно нет возможности получить удостоверения. Есть Закон и проекты, но четкого понимания нет. НПО НПО "Ассоциация автомобильных школ" высказывает опасения, что на нас переложат предоставление технических средств для проведения экзаменов, возможно получат преференции автошколы с автоматизированными автодромами, на которых без ГАИ можно будет сдавать часть испытаний... Сложно делать выводы, основываясь только на предположениях. Но если будет увеличено время обучения, конечно, увеличится и цена.
Заместитель начальника Центра по учебно-производственной части НОУ ДПО Орловского Учебного Центра ДОСААФ России Алексей Бадиков:
– Однозначно, дороги станут безопаснее. Особенно это касается мальчишек на скутерах, которые вообще не имеют какого-либо представления о правилах дорожного движения. Нам кажется, хорошо, что вводится сдача на автомате, в какой-то мере это даже безопаснее. Важно, что в категории "Д" новое возрастное ограничение – с 21 года. Хорошо, что убрали самоподготовку. Если человек пересдает с категории "С" на "В", правила он знает, покатался где-то за городом, но нужен реальный опыт вождения. Пока новая методика подготовки нам не известна. Сколько будет часов, какая программа, пропорции практики и теории? Поправки к закону приняты, но четкого понимания в плане обучения пока нет. Программу мы, вероятно, увидим только в следующем году.
Директор учебного центра ЗАО "Автокадры" Олег Сотников:
– Местные права для трудовых мигрантов – это правильно. Поддерживаю и отмену самоподготовки. Даже опытный водитель – не всегда хороший инструктор, поэтому учиться надо у профессионалов. Эти поправки также хорошо ударят по "серым автошколам", которые, на самом деле, не знания и навыки дают, а просто собирают деньги. Я считаю, что ныне действующие программы обучения достаточно полные. Так скажем, для среднего человека 100 часов теории и 50 практики – вполне достаточно. Важно, как человек осваивает материал. Если не сдает с первого раза, мы готовы учить его дальше. С точки зрения директора автошколы, нам выгодно учить дольше и получать большую прибыль, но нужно четко понимать, что мы выпускаем подготовленного выпускника, а не готового водителя. В любом случае, нужна практика и годы вождения. Программ пока нет, поэтому что-то определенное говорить рано.
Интересно было узнать мнение и дорожных активистов.
Руководитель общественного движения "Без Ям Орловщина" Евгений Косогов:
– Что касается скутеристов и мопедов, то давно пора вводить категорию и право управления с 16 лет, так как дети зачастую не соблюдают ПДД. Отметка о коробке автомат также нужна, так как человек, если учился в автошколе на автомате вряд ли сразу сможет пересесть на механику. Про мигрантов, будь моя воля, я бы им вообще запретил работать в пассажирских перевозках, например, в Англии мигрантам это запрещено. По автошколам тоже бардак, сейчас там порой не учат вождению и ПДД, а просто взимают деньги, поэтому здесь нужно, чтобы автошкола была настоящим учебным заведением, и желательно, чтобы государственные органы осуществляли надзор за ее работой по обучению будущих водителей
Также мы спросили у новоиспеченных водителей и современных кандидатов в водители: пошли бы вы в автошколу, если время обучения и цена увеличились в два раза, что выбрали бы: "автомат" или "механику"?
Надежда Маркова, водительский стаж два месяца, Орел:
– Обучение проходили три месяца. Заплатила 14 тысяч. Если бы вдруг увеличились сроки обучения и цена, все равно пошла бы учиться, правда, пришлось бы немного подкопить. Выбирая между механикой и автоматом – конечно механика, это большая часть потока и самые популярные машины. Экзамены сдала сама и с первого раза. Подготовка в школе и самоподготовка – где-то 50 на 50 процентов. Если нет желания учиться и получать знания, никакой инструктор их в голову не положит. Пока не чувствую себя уверенным водителем, но со временем пройдет.
Татьяна Дьяконова, кандидат в водители, Москва:
– Обучаюсь уже на протяжении четырех месяцев. Из них месяц занял теоретический курс (8 занятий по 3 часа), 20 часов обязательных практических занятий. Это базовое обучение обошлось в 20 тысяч. По словам администрации автошколы, после обязательного курса можно смело сдавать экзамен в ГАИ, но на практике – все куда сложнее. Во-первых, за 20 часов вождения я успела освоить в совершенстве только "площадку", о выезде в город и речи идти не могло. Во-вторых, знания теоретического курса не предусматривают прохождение бесплатного теста под наблюдением преподавателя, соответственно, проверить уровень подготовки можно только самостоятельно. На сегодняшний момент, я "откатала" 30 платных занятий (1:20/700р), планирую брать еще, потому, как гласит народная мудрость: "если ты умеешь ездить по московским дорогам – ты умеешь ездить везде", а этому мне еще учиться и учиться. Получу категорию "В". За более высокую цену я бы отказалась от идеи вождения автомобиля. Однозначно "механика", цены на автомобили с механической коробкой передач ниже, и потом, всегда проще пересесть с "механики" на "автомат", нежели наоборот.