Александр Дорохов: "Для предпринимателя важно состояние вызова"
Бизнесмен рассказал, почему отказался от работы в медицинском центре и что самое сложное в бизнесе.
Многие воспринимают бизнес как нечто далекое, недостижимое, что по силам лишь определенному кругу лиц. Между тем многие предприниматели начинали с нуля, проработав несколько лет наемными сотрудниками. Наш корреспондент пообщался с Александром Дороховым, владельцем строительной компании "Ярус", веб-студии "ДороховДизайн" и типографии "ОрионПринт".
- В какой момент Вашей жизни к Вам пришла мысль о предпринимательстве, когда появилось осознание, что Вы хотите вести собственный бизнес? Что подтолкнуло?
- Со старшей школы я думал, что предпринимательство - это легко и просто, это свободная жизнь, достаток, я хотел жизни в достатке. На третьем курсе я устроился работать в медицинский центр, тогда и познакомился с бизнесом изнутри, потому что я был управляющим персоналом - сначала помощником, потом менеджером-маркетологом и, наконец, директором по маркетингу. Проработав там три года, я понял, что решать вопросы, взаимодействовать с людьми, брать на себя ответственность, - это интересно, и у меня это получалось.
На 6 курсе института я резко принял решение, что сдаю диплом и пробую. Уже тогда я параллельно занимался дизайном, были свои заказчики, я имел опыт взаимодействия со смежными специалистами. Большинство из моего тогдашнего окружения отговаривало. Говорили - да зачем тебе это, хорошо же работаешь, зачем уходить в неизвестность, когда есть большие перспективы карьерного роста. Но 1 июня я снял офис и начал свою коммерческую деятельность. Это получилось спонтанно.
- Первым бизнесом стала типография?
- Нет, дизайн-студия. Через 5 лет существования студии типография - второй предпринимательский вызов, потому что это производство, другая специфика. Собрал деньги, вложил, купил оборудование, и вот уже типографии 4 года. А "Ярус" - это взрослое и просчитанное решение.
- Почему Вы решили открыть именно строительный бизнес?
- Я уже стал подходить ко всем своим занятиям как к бизнесу. Вот дизайн-студия и типография - это желание перфекционизма, делать не так, как все, предлагать рынку идеальный продукт. Это была самореализация и кайф. Позже я понял, как надо работать, за эти пять лет пропустил бизнес через себя, наладил работу студии и типографии. У меня было свободное время, были ресурсы.
Для предпринимателя важен постоянный вызов, состояние жести, когда что-то непонятно. И вот когда в двух бизнесах наладились процессы и компании функционируют самостоятельно, я понял - надо двигаться дальше, появилось желание сделать еще один. Я выбирал по прибыльности: "Ярус" более глобальный бизнес, с перспективой строительства многоквартирных домов. Подтолкнул к этому и собственный ремонт: стало понятно, что рынок совершенно "дикий". С пониманием того, что у меня есть опыт менеджера, я понял, что могу сделать продукт, который будет пользоваться спросом, а спрос большой, тем более на такой продукт, когда профессионалы делают все в комплексе, - и ремонт, и дизайн-проект, и отделочные работы, - тогда заказчик максимально упрощает свою жизнь. Ведь на этом рынке все разделено: каждый тянет одеяло на себя. Заказ мебели, техники, через все проходит неподготовленный заказчик, а он врач, бизнесмен, менеджер, он не понимает в ремонте. Даже я - сколько я не приглашал работников, то они не приходили, то обманывали. Я понял, что могу сделать сервис и услуги по отделке на совершенно другом уровне. То есть это даст мне самореализацию, и интересный продукт людям. И это будет востребовано, я видел в этом хорошую прибыль.
- Наверняка в начале пути были какие-то страхи и сомнения? Какие именно?
- Я общаюсь со многими предпринимателями, начавшими с нуля. Они не ощущают себя бизнесменами в полном смысле этого слова. Говорят, бизнесменом нельзя стать, им нужно родиться. Бизнес - это не отдых и деньги на счет одновременно. Наоборот, в разы сложнее, чем просто работа, причем работа может быть более оплачиваемой, чем ведение бизнеса. Это занимает все твое время, все твои ресурсы.
Я не знал, могу ли этим заниматься. Как вести бизнес, организовывать процесс, считать дебет с кредитом, планирование, - это в России не прививают, к сожалению. Я параллельно изучал все это. Отсюда вытекало - зачем я буду менять стабильность на неизвестность, если не получится, на что я буду жить. Тут же все хорошо, меня все знают, я чего-то стою. Ну и посторонний шум подливал масла в огонь. Сомнения были, конечно.
- Как Вы создавали свою команду, вот что для Вас наиболее ценно в специалисте и в человеке?
- Опять же - никто не учил управлению персоналом. Есть разные поколения, сейчас приходится работать уже с новым. Одно дело с ровесниками, а тут меняются ценности, структура работы. Команду набирал пробами и ошибками. Люди давали опыт.
Какие качества важны? Подход разный ко всем - проггерам, дизайнерам, строителям, бухгалтерам и т. п. Только спустя 5-6 лет деятельности я на самом деле понял, как выстраивать отношения. Личные качества специалиста – общие принципы, честность, ответственность, трудолюбие. Их очень мало в людях, на самом деле мало. Одна из проблем - инфантильность. Чуть сложно становится - люди сразу лапки складывают, у них настроение портится, нет желания работать. Преодолевание сложности. Работать над всеми направлениями - общаться с людьми и т. п. Понимание, что хочет от жизни и от работы. Работодатель должен учитывать это - если ему и работнику по пути, это правильный союз. Чтобы специалист мог учиться, не закрываться от информации. Должен расти и развиваться.
И третье - не зазнаваться. И не останавливаться на достигнутом.
- Окей, как Вы строите бизнес, мы обсудили. Давайте поговорим лично о Вас. Например, как обычно проходит Ваш день?
- Однозначно ранний подъем, сейчас я встаю в 5.30. И в своем блоге пишу, что самые важные дела я делаю утром. Потом рабочий день, встречи, звонки, текучки – после всего этого мысли не собрать. Поэтому первые три часа с утра я делаю все интеллектуальные дела, какие-то планы строю. Потом - работа, большая часть моей жизни, переговоры, встречи, общение, выезд в кафе, на объекты. Работаю больше 12 часов в сутки.
Сейчас я понимаю, что нужно больше отдыхать, это важно. Предыдущие 7 лет работал, не поднимая головы. Сейчас выстраиваю другой график, выделяю время на спорт, обед, вечер с семьей. Работа всегда вклинивается, но если срочные дела, я стараюсь быстро решать, если нет - я не мешаю семью и работу, оставляю дела на потом.
- А что Вы считаете своим хобби? Что помогает переключиться и перезагрузить голову?
- Хобби - моя работа. Все, что я делаю - мое хобби. Например, еду в Воронеж работать, слушаю музыку, аудиокниги, отдыхаю. У меня нет хобби. Читаю книги в выходные. Из других увлечений - трейдинг, спорт, авто, каждый день узнавать что-то новое. Раньше любил ходить на рыбалку, за грибами, но сейчас другое время. Изучение информации – вот, пожалуй, мое хобби.
- Совсем недавно Вы заявили об открытии нового филиала строительной компании "Ярус" в Воронеже. Сложно ли заходить в новый регион? Есть ли какие-то опасения?
- Сложность одна - тебя никто не знает, но это стандартно при переезде. Много времени тратишь на обретение связей. Трудности будут, главное - схема понятна, я ее отработал.
- Какие цели ставите перед собой в долгосрочной перспективе?
- Новых проектов в ближайшие 5 лет не планирую: хочу развивать текущие бизнесы, расширять линейки продукции. Мне достаточно, теперь я думаю о масштабировании и повышении планки. Хорошо, что есть рядом люди со схожими целями, они помогают, мотивируют.
- Что бы Вы сказали молодым и целеустремленным ребятам, которые открывают свое дело, какие советы дали бы им?
- Ммм, здесь, пожалуй, я разделю свои советы: дам напутствие тем, кто хочет открыть бизнес, и, во-вторых, просто тем, кто хочет максимальной самореализации.
Первым - самое важное понять, готов ли ты большую часть своей жизни находиться в неопределенности, - привезут ли оборудование, будет ли чем платить зарплату, а выйдет ли завтра на работу сотрудник и т.д.. Если готов - вперед. Будь готов забить на все 5-6 лет на отдых и развлечения, если хочешь добиться результата. Ты будешь заниматься только делами.
Но у бизнеса есть преимущество - ты можешь сделать продукт, это повысит твою значимость. Из прикладных советов - не начинать на чужих деньгах. Лучше работать на нескольких работах и откладывать бюджет. Потом начнешь понимать финансовые потоки, там можно будет привлекать заемные средства, но только потом. И надо уметь работать с людьми, прокачка себя постоянная.
Для специалистов - брать ответственность за все, потом уже обучение по всем сферам. Ты никогда не станешь профи, если себя не сможешь организовать.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
Добавить