«Эх, бабоньки»: в Орле покажут войну глазами женщин
В начале мая в ОГАТ им. И.С. Тургенева состоится премьера спектакля, посвященного юбилею Победы.
В преддверии этого события в Орловской областной библиотеке им. И.А. Бунина прошла встреча с Марианной Ивановой, режиссером-постановщиком спектакля «Эх, бабоньки» (12+), основой которого стала повесть Ирины Грековой «Вдовий пароход» (16+).
Какие вопросы задали участники мероприятия служительнице Мельпомены – в нашем материале.
Трудности выбора
– Марианна Вячеславовна, в первую очередь вы известны как актриса Орловского государственного академического театра. Воплотили десятки ярких образов, в том числе в таких постановках, идущих по сей день, как «Очарованный странник. История Грушеньки» (12+), «Женитьба» (12+), «Первая любовь» (12+), «Темные аллеи» (16+). Когда вам стало тесно в театре в рамках только исполнителя и вы решили попробовать силы в качестве творца?
– Это не первая моя режиссерская работа. Уже есть опыт постановки спектаклей. Например, литературно-музыкальная композиция «Скрещение судеб» (16+), посвященная жизни и творчеству поэтессы Марины Цветаевой.
Постановку «Набережная надежды» (16+) готовили в нелегкий ковидный период. Репетировали вначале онлайн, потом на ступеньках родного театра – здание которого тогда закрыли на ремонт. Выстраданная пьеса, за которой стоит колоссальный опыт.
Год назад ко Дню Победы представили публике спектакль-концерт «На всю оставшуюся жизнь…» (6+), посвященный героическим вехам той страшной войны, навсегда оставшейся в нашей памяти. Не было в истории другой страны Брестской крепости, Сталинграда, Ленинграда, Курска. Не было замерзающих в брянских лесах восемнадцатилетних парней. Слова «Я умираю, но не сдаюсь» написаны кровью. Они не думали о себе, они сражались за Родину.
Когда в этом году администрация театра предложила режиссировать новую постановку к 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, с радостью откликнулась.
– Почему остановили свой выбор на объемной повести, действие в которой выходит за рамки военных лет? Удастся ли воспроизвести на сцене все события, описанные во «Вдовьем пароходе»?
– Мое поколение воспитывалось на книгах и фильмах послевоенных лет. Гениальных творениях! Взять, например, 60-70-е годы прошлого века. Тогда один за другим вышли такие киношедевры, как «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Помни имя свое», «Они сражались за Родину». И мой самый любимый – «Отец солдата».
Казалось бы, все, что можно было сказать на тему событий тех кровавых лет, уже сказано. Что же донести до зрителя с орловской сцены? Задумалась.
Чаще всего в спектаклях о войне описывают фронтовые события, кровавые, жестокие… Но каково пришлось оставшимся в тылу?
Мне остро захотелось показать жизнь мирного населения, чей вклад в Победу также сложно переоценить. Как они жили, как любили, о чем мечтали?
В размышлениях о материале для будущей постановки первое, что пришло на ум, – пьеса Виктора Розова «Вечно живые» (12+), написанная в 1943-м. Она о войне не на передовой, не на фронте, а в сердцах и судьбах людей.
Но такие драматические произведения невыигрышно ставить на малой сцене ОГАТа – от «Вечно живых» пришлось отказаться.
Стала штудировать литературу, перечитывать. Вспомнила «Вдовий пароход» Ирины Грековой, рассказывающий о жизни простых людей, в том числе в годы ВОВ. Незатасканное, многогранное, глубочайшее, драматическое произведение, написанное простым языком. От этой простоты еще больше щемящее…
И на войне звучал патефон
– Широко известна двухактовая театральная версия Павла Лунгина, созданная для Моссовета по этой книге. Она начинается тяжело – с похорон. На чем планируете сделать упор вы?
– Я взяла небольшой временной отрезок с 1935-го по 1945-й.
Поклонники книги наверняка удивятся моему выбору. Ведь самое яркое и важное, казалось бы, у Грековой разворачивается после Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Но таков мой выбор.
Кстати, в отличие от жанра и самой книги, и версии Лунгина моя режиссерская постановка – не драма, а трагикомедия. Потому что комическое и трагическое идет рядом. Даже на войне слышатся шутки и звучит патефон.
Лейтмотив спектакля – чествование силы духа и жизненной стойкости женщин, оставшихся в тылу. Здесь найдется место горестям и радостям, ревности и юмору, любви и самопожертвованию.
Мой «Вдовий пароход» начинается со свадьбы. Зритель, впрочем, не увидит ее воочию, так как все действо развернется за кулисами. Но, обещаю, оно будет шумным, веселым, наполненным ярким светом и живой музыкой. Мы передадим дух этого события, точнее фантазии на тему, как могли бы сыграть городскую, развеселую комсомольскую свадьбу в довоенные годы.
Продолжение интервью с режиссером-постановщиком Марианной Ивановой выйдет завтра, 14 марта.
Вы узнаете, какие еще действия развернутся на орловской сцене во время показа спектакля «Эх, бабоньки». Наша собеседница ответит на вопросы, смогла ли война убить в герояинях Женщину, каково роль мужчин в их жизнях и т.д.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
13.03.2025

21.02.2025
6+
20.02.2025
6+
18.02.2025
6+
23.01.2025

16.12.2024

11.12.2024
16+
04.12.2024
6+
13.11.2024
6+
02.11.2024
6+
25.10.2024
0+
24.10.2024
6+
18.10.2024
6+
14.10.2024
6+
03.10.2024

24.09.2024
6+
12.09.2024
0+
10.09.2024
12+
09.09.2024

09.09.2024
12+
03.09.2024
16+
14.03.2025

14.03.2025
