Наверх
vorle.ru

Вам "два", Ваше сиятельство!

Образование

Учителей и учеников хотят научить вежливости обращением на "Вы".

В современной российской школе, что и говорить, постепенно утратилось уважение к учителю. Те, кому довелось получать образование до 90-х годов 20 века, прекрасно помнят, каким авторитетом был тогда преподаватель. Нет, его не боялись, но уважали. Позволить себе вольность в виде оскорбления учителя или, что похлеще, рукоприкладства, могли единицы, которые сразу становились объектом всеобщего обсуждения и порицания. С тех пор многое изменилось: и ученики, которые в силу всеобщей информатизации стали "знатоками" собственных прав с последующим виртуозным умением их "качать", и учителя, порой позволяющие себе и оскорбления в адрес подопечных, и рукоприкладство. Как-то незаметно воспитательный процесс в школах "скукожился" и остался только образовательный.

Надо что-то делать, или 10 лет на перевоспитание

Проблема воспитания, действительно, встала остро. Да так, что дошла до Министерства образования и науки РФ. Вопрос назрел и вылился в стратегию, которая предполагает к 2025 году вырастить "новых россиян".

Инициаторы проекта, среди которых заслуженный учитель России Ефим Рачевский, напомнили, что 54 года прошло с тех пор, как 26-й съезд КПСС принял Моральный кодекс строителя коммунизма. После 1961 года государство не принимало ни одного сколько-нибудь значимого документа, в котором бы заострялась проблема воспитания.

Согласно проекту, приоритетная задача РФ - "формирование новых поколений". Эти новые будут обладать знаниями и умениями ХХI века, следовать традиционным нравственным ценностям. Они должны быть готовыми к мирному созиданию и защите Родины.

Справка ИА vRossii: Проект стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года стал результатом работы более 80 экспертов из специально созданной рабочей группы. Положения проекта взаимосвязаны с "Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы", "Основами государственной молодежной политики до 2025 года", задачами "Основ государственной культурной политики", а также основополагающими положениями "Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года" и "Концепцией развития дополнительного образования детей".

Отметим, что обсудить воспитательный проект могут все желающие на сайте Минобразования, а в апреле он будет внесен в правительство.

Вы, и только Вы, никто кроме Вас

Тем временем в Госдуме тоже задумались о воспитании российских учеников и учителей. Законодательная инициатива, предложенная депутатом от КПРФ и известным режиссером Владимиром Бортко, вполне вплетается в вышеизложенную инициативу Минобразования.

Бортко предложил внести изменения в ст. 48 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", прописав в нем, что педагогические работники обязаны "уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, обращаться к обучающимся, используя формальное обращение "Вы". Дети также должны будут обращаться друг к другу на "Вы".

Свою точку зрения депутат аргументировал тем, что обращение "Вы" с XIX века является знаком уважительного отношения. А где, как ни в школе, нужно вырабатывать привычку использовать это обращение? Здесь ребенок проводит значительную часть времени. Особенно важным автор идеи считает введение этого правила в отдаленных местностях, где практически никто не обращается друг к другу на "Вы".

По мнению Бортко, в конечном счете рост самоуважения народа приведет к снижению уровня преступности, алкоголизма и наркомании.

Идея, безусловно, неплохая. Конечно, с учителями проще, они перейдут на новый формат общения без проблем, но как заставить сделать тоже самое нынешних учеников?

Ведь неформальное общение детей между собой — явление обычное, и вряд ли они поголовно перестроятся и начнут друг другу "выкать".

Другая сторона вопроса - неформальное общение педагога и ученика, которое тоже есть в современной школе. С одной стороны, это позволяет педагогу быть ближе к ученикам, улучшает благоприятную атмосферу в классе, но с другой — вполне может привести к потере авторитета учителя. И тогда в ученических дневниках возникают замечания вроде: "Встречает учителя немецкого языка приветствием "Хайль Гитлер", или "Напугал учителя: притворился мертвым".

Корреспонденты ИА vRossii провели опрос среди педагогов и родителей в городах ЦФО, чтобы узнать их мнение по поводу возможной перспективы перехода на новый уровень общения с учениками. Мнения, как и стоило ожидать, оказались самыми разными, порой — диаметрально противоположными.

Елена Петренко, директор МОУ "Лицей №9", кандидат педагогических наук, Белгород:

- Я к своим ученикам обращаюсь только на "Вы". Считаю, что это не только деловой стиль общения, но и проявление уважения к своим ученикам, сколько бы лет им ни было. В то же время не думаю, что нужно обязывать учеников обращаться на "Вы" друг к другу. Дружеские отношения такого обычно не предполагают.


Наталья Ковтонюк, директор школы №42, Курск:

- Мое мнение: нельзя вводить данную поправку в Федеральный закон "Об образовании". Все взаимоотношения между учителем и учениками и так прописаны в "Кодексе профессиональной этики учителя". Всегда было уважение учителя к ученику, и ученика к учителю, к одноклассникам и другим обучающимся в школе. Можно обращаться друг к другу на "Вы" и в тоже время не уважать честь и достоинство того, к кому обращаетесь. Должно быть внутреннее осознание уважения к ровесникам, учителям, старшим. Все это формируется годами в сознании ребенка еще до школы, а потом и в процессе обучения. Сейчас педагоги и школьники, без всяких дополнений и изменений в законы, уважительно относятся друг к другу. В том случае, если этого нет, то нужно разбираться и искать причину происходящего. Причин может быть много и в каждом случае нужно подходить индивидуально.


Виктор Жуков, директор Троснянской средней общеобразовательной школы, Орловская область:

- Ничего страшного не произойдет, если в законе это будет прописано. Но от того, как будут обращаться друг к другу участники образовательных отношений, кардинально ничего не изменится. В любом случае, все должны "уважать честь и достоинство друг друга". Сейчас обращение ученика, как принято у нас, к любому старшему по возрасту - на "Вы", ученики друг к другу и учителя к обучающимся - на "Ты".


Михаил, 28 лет, педагог, Липецк:

- Считаю, что это не приоритетная тема, не в том порядке нужно решать данный вопрос. Ситуация с уровнем культуры в школе плачевная, как и в целом по стране - да и откуда ей быть хорошей? Мат слышен от многих учеников повсеместно, родители же себя не утруждают подбирать слова. В вузе получше - уровень культуры общения повыше, но студенты все равно попадаются разные.

Лично я стараюсь на "Вы" в обязательном порядке обращаться и к студентам, и к школьникам - все-таки мы носители культуры, должны транслировать ее младшему поколению, показывая пример, если этого не смогут сделать родители. Да и в целом это обращение, как и школьная форма - часть культурной среды. Важно постоянно осознавать, что мы находимся в храме науки и образования.


У каждого свои культурные ценности: урок в школе городка Табубил, Папуа — Новая Гвинея

Татьяна, мама школьника, Брянск:

- Я считаю, что только школа не сможет привить уважительного отношения. Ведь если в школе к ученику обращаются на "Вы", а дома обзывают последними словами, то о каком воспитании может идти речь? Что касается этой законодательной инициативы в целом, то думаю, что обязать говорить "Вы" учителей, конечно, можно, а вот учеников — сомнительно.

Нынешние дети и без того, не побоюсь этого слова, наглые, а начни к ним на "Вы" обращаться, могут "лопнуть" от ощущения собственной значимости и окончательно на шею учителям и родителям сесть.

Что еще можно сказать по этому поводу? Наверное, в обращении на "Вы" и есть здравый смысл, но вводить его с начальной школы, думаю, не стоит. Детей просто может напугать такое обращение. В старших классах — возможно. Но, опять же, подчеркну — только школа не сможет воспитать уважительного отношения к учителю и к своим сверстникам. Воспитание должно начинаться в семье.


Как видите, вопрос "Вы" оказался весьма спорным. Пока все останется, как есть. Да и не факт, что предложенные поправки в закон "Об образовании" примут. Одно ясно наверняка — воспитания в школах, причем, как говорится "по обе стороны баррикад" сегодня явно недостает.

С другой стороны, забывать о вечной "борьбе поколений" тоже не стоит. Красноречивое тому подтверждение — высказывание Сократа, сделанное в V в. до н. э.(!): "Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей".

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка