Систему качества − за школьную парту
ОбразованиеВ современном мире большое значение приобретает качество продукции или услуг. Одним из наиболее востребованных здесь является образование: дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное. На каждой ступени обучения человек не просто приобретает необходимые знания, умения и навыки, но хочет, чтобы они были современными и качественными. Без этого невозможно движение вперед.
Что же такое качественное образование? Только ли глубокие знания в профильной области и широкий кругозор или активный воспитательный процесс? Ответ на этот вопрос дает ГОСТ Р 52614.2-2006 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования". Качественное образование включает не только само образование, но и воспитание, научно-методическую работу преподавателей, объективные контрольно-измерительные материалы и др. Естественно все это может эффективно работать не только при наличии компетентных педагогов, но и при обеспечении безопасности, хорошего технического и информационного оснащения.
Если так хороша система менеджмента качества для деятельности образовательного учреждения, то почему мы так редко слышим о ее внедрении на практике? В Калиниградской области мне удалось познакомиться с тем, как работает система менеджмента качества общеобразовательного учреждения, которая впервые в России была там разработана и внедрена еще в 2007 году. Несколько лет действия системы в учебных заведениях подтвердили ее эффективность. Типовая модель СМК общеобразовательного учреждения была разработана в соответствии с основными требованиями Стандартов и директив ENQA, Международного стандарта качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования". В ее разработке приняли участие Министерство образования Калининградской области, Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики, а также ряд школ Калининграда.
Работа над типовой моделью проводилась в несколько этапов.
Этап I. Совершенствование типовой модели системы менеджмента качества общеобразовательного учреждения (включая интеграцию с проектом "Новая система оплаты труда"). Разработка программного комплекса для поддержки типовой модели системы менеджмента качества общеобразовательного учреждения.
Этап II. Разработка методики оценки и совершенствования деятельности общеобразовательного учреждения на основе усовершенствованной типовой модели общеобразовательного учреждения (включая совершенствование системы мотивации и оплаты труда).
Этап III. Проведение обучения сотрудников в пилотных общеобразовательных учреждениях г.Калининграда и Калининградской области в области повышения качества деятельности общеобразовательного учреждения на основе разработанной типовой модели системы менеджмента качества общеобразовательного учреждения.
Этап IV. Внедрение модели системы менеджмента качества общеобразовательного учреждения в школах-участниках пилотного проекта.
Этап V. Внедрение типовой модели во всех общеобразовательных учреждениях Калининграда и Калининградской области.
Функционирующая система менеджмента качества не просто повышает престиж учебного заведения, но и позволяет руководству в любой момент:
- планировать, контролировать и анализировать деятельность организации по любому направлению (учебная, воспитательная, методическая работа, деятельность по обеспечению безопасности обучающихся и персонала и т.д.),
− планировать, контролировать и анализировать деятельность любой организационной единицы (учебной части, методических комиссий, отделов, преподавателей и т.д.),
− контролировать использование интерактивного и другого оборудования, библиотечного фонда,
− разрабатывать на основе статистических данных и предпринимать корректирующие действия с целью устранения выявленных несоответствий.
Вот, что говорят сами участники процесса, преподаватели МОУ Лицей №10 города Советска: "На взгляд рабочей группы, организация деятельности по внедрению и совершенствованию системы менеджмента качества позволила нам не только систематизировать проведенную ранее работу в этом направлении, оценить ее, внести коррективы в существующие планы, но и наметить новые направления в деятельности лицея. Можно сказать, что мероприятия такого уровня придают новый импульс и, возможно, новое видение анализирующей, контролирующей и корректирующей направлениям деятельности администрации лицея. Причем на первое место по приоритетам выходит не контроль образовательного процесса, а пропедевтика ошибок, создание условий для качественного оказания образовательных услуг. Предложенная в рамках реализации проекта внедрения СМК в образовательные учреждения формализация документированных процедур, помогла осознать важность алгоритмизации действий, еще раз подчеркнула важность установления плана действий по управлению потоком документации и распределение ответственности при проведении улучшающих действий...". Как это часто бывает, порой некогда остановиться, посмотреть на происходящее со стороны, оценить и принять адекватные меры, но стоит только начать движение вперед, увидеть первые результаты, как начинаешь понимать, что без качества такое движение невозможно. Многие регионы о таких позитивных переменах могут только мечтать. Порой для них не хватает лишь желания лидера и смелости, чтобы сделать первый шаг. Хотелось бы, чтобы в наших российских школах было больше лидеров-новаторов, осознающих необходимость внедрения системы менеджмента качества, и, может быть, тогда в рейтинге лучших учебных заведений мира Россия будет занимать достойное место.