Наверх
vorle.ru

«Сверхлёгким» подрезают крылья?

Что ждёт дельтапланеризм и парапланеризм в связи с поправками в Воздушный кодекс?

«Сверхлёгким» подрезают крылья?

Невидимая схватка

Минувший год для российских дельтапланеристов и парапланеристов был особенным. Он прошёл под знаком борьбы – которая, однако, оказалась мало кому заметна за пределами их сообщества.

Предметом борьбы стали поправки в Воздушный кодекс РФ. Беспокойство у спортсменов вызвал проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части систематизации обязательных требований в сфере воздушного транспорта)», проходивший общественные слушания.

Изменения планировалось внести в статьи 33, 53, 54, 57, 66 и 88 Воздушного кодекса РФ. Они должны были затронуть, в том числе, российских пилотов дельтапланов и парапланов (сверхлёгких воздушных судов - весом до 115 килограммов).

Также изменения касались и тех, кто управляет мотопарапланами (параплан со специальной наспинной силовой установкой) и паралётами (двухместный параплан с мотором). (Больше о парапланах можно узнать, прочитав наш специальный материал, посвящённый данной тематике.)

Фото: 5-tv.ru

Голоса против поправок раздавались как на уровне отдельных граждан, в том числе представителей экспертного сообщества, так и на уровне целых организаций, работающих в сферах дельтапланеризма и парапланеризма. Наверное, апофеозом стало официальное заявление «Объединённой федерации спорта сверхлёгкой авиации России» - организации, которая отсчитывает свою историю с 1978-го года... Обратимся к нему.

Всё плохо

Заявление было опубликовано в июне 2020-го года, за несколько дней до завершения периода общественных слушаний. Его авторы утверждали, что поправки «поставят крест на развитии массового спорта сверхлёгкой авиации».

Подчёркивалось, что изменения, вносимые в Воздушный кодекс, должны:

  • приравнять пилотов вышеуказанных воздушных судов их к авиационному персоналу, придав им статус командира воздушного судна;
  • запретить допуск к полётам кроме как на основании свидетельств, выдаваемых Росавиацией;
  • обязать готовить пилотов сверхлёгких воздушных судов в авиационных учебных центрах с запретом индивидуальной подготовки у пилотов-инструкторов;
  • сделать обязательной постановку сверхлёгких воздушных судов весом до 115 килограммов на учёт с обязательным предъявлением воздушного судна на осмотр;
  • ввести обязательное использование транспондеров и/или ответчиков на таких летательных аппаратах.

В последнем пункте речь идёт о специальных устройствах (работающих по принципу «приём и передача сигнала»). Их применение в сверхлёгкой авиации, по замыслу авторов поправок, должно было уменьшить количество ЧП в воздухе.

Президент «Объединённой федерации спорта сверхлёгкой авиации России» Александр Архиповский прокомментировал эти инициативы следующим образом: «В случае принятия предлагаемых поправок в Воздушный кодекс РФ ситуация сложится наихудшим образом для развития спорта сверхлегкой авиации. Сломается выстроенная десятилетиями система обучения пилотов, существующие спортивные парапланерные клубы будут вынуждены закрыться, сотни пилотов либо будут летать с нарушениями, либо уйдут из спорта из-за невозможности выполнить предлагаемые условия для продолжения полетов, такие как покупка дорогостоящих транспондеров, которые физически невозможно установить на параплан, к тому же по стоимости приближающихся к стоимости летательных аппаратов; обучение только в авиационных учебных центрах, которых сейчас в России просто нет для пилотов СЛА, и др. Пострадает экономика регионов, являющихся традиционными центрами полетов на сверхлегких воздушных судах. Проведение спортивных соревнований всех уровней по спорту сверхлегкой авиации станет невозможным, так как с момента принятия предлагаемых поправок в Воздушный кодекс РФ все полеты СВС до 115 кг будут вне закона».

Также в заявлении отмечается, что показатели травматичности в сверхлёгкой авиации крайне малы, а случаев, когда дельтапланы или парапланы сталкивались с более крупными воздушными судами, и вовсе не зарегистрировано. При этом на сегодня в России насчитывается порядка 10 тысяч пилотов сверхлёгких воздушных судов с регулярным ежегодным налетом.

И что в итоге?

Мы попросили прокомментировать данную ситуацию нашего эксперта - руководителя юридического отдела федеральной юридической компании «Мой юрист» Дмитрия Бухарина. Вот как обстоят дела на текущий момент.

руководитель юридического отдела федеральной юридической компании «Мой юрист»
Дмитрий Бухарин

1) Параплан и дельтаплан являются сверхлёгкими транспортными воздушными средствами, не требующими обязательной сертификации и уплаты налога (п.п.2 п.1 ст. 8. Воздушного кодекса РФ, п.1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

2) Самым последним изменением в Воздушном кодексе РФ, принятым Государственной Думой РФ и одобренным Советом Федерации РФ, не вступившим в законную силу, т.е. Федеральным законом от 30.12.2021 N 488-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (http://regulation.gov.ru/p/122350), не устанавливается новых требований к сертификации указанных транспортных средств, также не устанавливаются требования к установке каких-либо дополнительных приборов на такие средства. В данном законе прописаны изменения, со следующей оговоркой «...за исключением лёгких, сверхлёгких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ...».

3) Проект Федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере безопасности полётов)» от 11 ноября 2021 г., устанавливающий государственный учёт указанных транспортных средств, на настоящее время не прошёл оценку регулирующего воздействия в рамках подготовки к передаче такого законопроекта на рассмотрение в Правительство РФ, не является согласованным, не имеет никакой юридической силы и не получает такую силу на какую-либо определённую дату. Однако, возможна его доработка инициатором такого закона (Минтрансом РФ) и подача для нового согласования. В данном случае рекомендуется периодическое отслеживание ситуации с данным законопроектом.

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать


Комментарии ()

Чтобы оставить комментарий,
необходимо войти в систему
или зарегистрироваться

Вернуться к списку новостей

Последние новости

Спецпредложения компаний (на правах рекламы)

Яндекс.Директ



подписка