Наверх
vorle.ru

Прокуратура Курской области приняла меры к устранению нарушений законодательства в сфере лесных правоотношений

Экология

Проведенной прокуратурой Курской области проверкой выявлены многочисленные нарушения законодательства в сфере лесопользования органами государственной власти и местного самоуправления, контролирующими органами, юридическими лицами. Лесные ресурсы являются национальным достоянием России, и их нерациональное использование угрожает экологической безопасности населения страны.

Лесная экосистема обеспечивает естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов и является стратегически важной задачей.

По данным государственного учета лесного фонда на 1 января 2008 года общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд Курской области, составила 270,5 тыс. га, из которых площадь лесного фонда – 220,8 тыс. га.

>

Установлено, что лесной фонд Курской области по целевому назначению отнесен к защитным лесам и состоит из 2 категорий защитности: противоэрозионной и лесопарковой части зеленой зоны.

На сегодняшний день площадь лесных насаждений, не входящих в лесной фонд, составляет 68,0 тыс. га, в том числе, на землях сельскохозяйственного назначения - 49,0 тыс. га. Защитные лесонасаждения (полезащитные и противоэрозионные) занимают площадь 43,1 тыс. га, из них на землях сельскохозяйственного назначения- 34,5 тыс. га.

Указанные земельные участки в основном находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у сельскохозяйственных организаций.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» юридические лица до 01.01.2010г. обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести такие участки в собственность.

Складывающаяся обстановка с земельными участками, занятыми защитными лесонасаждениями, свидетельствует о том, что они фактически приобретают статус бесхозяйных недвижимых вещей. Инвентаризация таких участков не проводилась почти тридцать лет. Лесное хозяйство в защитных лесонасаждениях практически не ведется, охрана, в том числе и от пожаров должным образом не организована.

В целях развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами с 01.01.2007г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы освоения лесов, предоставление лесных участков в аренду, организация использования лесов, обеспечение их охраны, защиты, воспроизводства, осуществление государственного лесного контроля и надзора.

На территории Курской области уполномоченным органом исполнительной власти Курской области является комитет лесного хозяйства Курской области и его территориальные органы (13 отделов комитета лесного хозяйства по соответствующему лесничеству).

Между тем, функции по организации и охране лесов комитетом осуществляются не в полном объеме. Со стороны контролирующих и правоохранительных органов не всегда принимаются своевременные меры по пресечению нарушений лесного законодательства.

В деятельности комитета лесного хозяйства Курской области выявлены нарушения процедуры проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков. Допускаются нарушения порядка и сроков заключения договоров аренды лесных участков. Не всегда соблюдаются сроки рассмотрения и регистрации поступивших обращений граждан.

В силу ст. 83 Лесного кодекса РФ комитет лесного хозяйства Курской области уполномочен на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

Однако должностными лицами комитета осуществление контроля за соблюдением условий договора аренды лесных участков, предусматривающих их использование в соответствии с проектами освоения лесов, не всегда соответствует предъявляемым требованиям.

Указанные нарушения были выявлены прокурорами Хомутовского, Курского и Обоянского районов, Железногорским межрайонным прокурором.

По данным фактам прокурорами возбуждено 5 дел об административных правонарушениях по ст. 8.25 ч.4 КоАП РФ, внесено 1 представление об устранении нарушений лесного законодательства.

Прокурорами Железногорского, Курского и Горшеченского районов установлено, что должностными лицами территориальных органов комитета лесного хозяйства по Курской области не контролируется исполнение их же предписаний об устранении нарушений лесного законодательства, нередко при наличии признаков административных правонарушений меры административного воздействия к нарушителям не принимаются.

Так, отделом комитета лесного хозяйства по Железногорскому лесничеству в ходе проверки соблюдения ОАО «Михайловский ГОК» требований лесного законодательства установлено, что проект освоения переданного по договору аренды лесного участка, отсутствует. Вместе с тем, дело об административном правонарушении по ст. 8.25 ч.4 КоАП РФ - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, не возбуждалось.

При реализации предоставленных полномочий должностными лицами комитета лесного хозяйства Курской области и его территориальными органами допускаются нарушения действующего законодательства при проведении мероприятий по контролю.

В нарушение требований ст.7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» имеют место факты проведения мероприятий по контролю на основании распоряжений, оформленных ненадлежащим образом, при отсутствии правовых оснований, допускаются случаи ненадлежащего оформления результатов мероприятий по контролю и вручения представителям юридических лиц соответствующих актов.

Аналогичные нарушения выявлены в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области, в связи с чем прокуратурой области внесены представления руководителям данных контролирующих органов об устранении нарушений закона.

При привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности должностными лицами контролирующих органов допускаются существенные нарушения процессуальных требований, установленных административным законодательством, в том числе, порядка и сроков рассмотрения дел, нарушения прав на защиту лиц, привлекаемых к административной ответственности, имеют место факты неправильного назначения наказания.

Нарушения требований лесного законодательства при осуществлении полномочий в отношении земельных участков допускаются органами местного самоуправления.

Нормативные правовые акты многих муниципальных образований, регламентирующие правоотношения в сфере лесопользования, не соответствовали требованиям федерального законодательства.

В связи с выявленными нарушениями прокурорами районов в текущем году принесено 18 протестов на Уставы муниципальных образований, в суды общей юрисдикции направлено 14 заявлений.

Так, постановлением Администрации города Курска от 01.02.2008 г. № 253 «Об организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли – продажи лесных насаждений» утвержден Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в г. Курске.

В нарушение требований ст. 77 ЛК РФ, п.18 Приказа Министерства природных ресурсов от 22.09.2005 г. № 265 «Об утверждении правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов» пунктами 1.3, 3.4 указанного порядка закреплено положение, согласно которого по результатам аукциона заключается договор купли – продажи лесных насаждений и оформляется лесорубочный билет. Тогда как в силу названных норм закона лесорубочный билет выдается лесхозами, а не органами местного самоуправления.

Прокурором города Курска незаконные положения указанного нормативного правового акта опротестованы.

Прокурорскими проверками выявлены факты предоставления в аренду лесных участков в отсутствие зарегистрированного на них в установленном порядке права муниципальной собственности.

К примеру, постановлением главы администрации Большесолдатского района в собственность юридическому лицу передан земельный участок, расположенный на землях лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации. Арбитражным судом по заявлению прокурора указанное решение признано незаконным.

В ходе проверки установлены многочисленные нарушения лесного законодательства со стороны лесопользователей. Имеют место факты нецелевого использования лесных участков, без правоустанавливающих документов, несоблюдения экологических требований при размещении и строительстве на арендуемых лесных участках сооружений, а также с нарушением условий договоров аренды таких участков.

Так, индивидуальным предпринимателем в урочище «Солянка» г. Курска используется земельный участок, относящийся к категории «городского леса», для осуществления предпринимательской деятельности по производству мебели, несовместимого с целевым назначением и полезными функциями лесных участков.

Льговским и Железногорским межрайонными прокурорами по выявленным фактам загрязнения лесов промышленными и бытовыми отходами в отношении 3 лиц возбуждены административные производства по ст. 8.31 ч.1 КоАП РФ.

Несоблюдение экологических требований при размещении и строительстве на арендуемом лесном участке при строительстве спортивной площадки установлены прокурором Курского района.

В отношении правонарушителя прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ. Постановлением главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области он привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

Прокурорами выявлены случаи незаконной рубки лесных насаждений, по которым возбуждены 3 дела об административных правонарушениях по ст. 8.28 ч.1 КоАП РФ и 2 уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст.260 ч.1 УК РФ.

Щигровским межрайонным прокурором установлено, что должностными лицами ОГУП «Золотухинлес» ненадлежащим образом осуществлялись мероприятия по лесоразведению и воспроизводству лесов. В урочищах района уход за лесными культурами в 2008 году не производился. Кроме того, при дополнении лесных культур была нарушена технология посадки, что создает угрозу снижения процента приживаемости лесных культур.

По указанным фактам прокурором района в ОГУП «Золотухинлес» внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях по ст. 8.27 КоАП РФ – нарушение правил лесовосстановления при агротехническом уходе за лесными культурами, при дополнении лесных культур, при уничтожении нежелательной травянистой и древесно – кустарниковой растительности, а также по обстоятельствам несоблюдения технологии посадки.

Всего в ходе проверки прокурорами выявлено 274 нарушения закона, для устранения которых внесено 15 представлений, принесено 20 протестов, объявлены 2 предостережения о недопустимости нарушений закона, в суды направлено свыше 20 исковых заявлений, по материалам проверок возбуждено 22 дела об административных правонарушениях и 2 уголовных дела.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка