«Развивашки»: нужны или деньги на ветер?
Узнали мнение детского психолога.
Сейчас «на рынке» огромный выбор развивающих игрушек для детей, начиная от всем привычных пирамидок и заканчивая модными многофункциональными бизибордами (бизикубами, бизидосками и ещё много-много бизичего). Но часто мнение психологов и педагогов разнятся с мнением маркетологов. Первые твердят: «Выводите детей на улицу, они там развиваются лучше». Вторые – «Эти прекрасные борды сделают из вашего ребенка гения за 40 секунд». Мы поговорили с педагогом-психологом Екатериной Тимуршиной и узнали – нужны ли всё-таки развивашки, если да, то какие?
«На первый взгляд, вопрос проще простого, и ответ, конечно же, такие игрушки нужны. Ведущий вид деятельности ребёнка до школы - игра, и как же тогда обойтись без игрушек? Ребёнок познаёт мир, усваивает новые знания, примеряет на себя новые роли, проходит путь социализации с помощью игр и игрушек. Но подвох в том, что даже если предоставить ребёнку все лучшие развивающие игрушки мира, ждать, что он моментально станет невероятно развит не стоит.
Даже существует такая маркетинговая уловка: «Ваш ребёнок увлечётся и будет сидеть с игрушкой минимум 40 минут, а у вас появится свободное время». К сожалению, это неправда. Если мы держим в голове именно вопрос своевременного и всестороннего развития ребёнка, то этому будут способствовать: эмоциональный контакт и близость с родителями, доверительные тёплые отношения с близкими, общение ребёнка и родителей, совместные игры, чтение книг, следование режиму дня и питания, ежедневные физические нагрузки, здоровый сон и работа по дому, а ещё самое главное – это знания родителей о сензитивных периодах развития детей».
Но что такое «сензитивные» периоды? Почему в них так важно разбираться? Это – понимание, в каком возрасте и что ребёнок лучше усваивает, своевременное предоставление ему материалов для игр. Екатерина приводит пример: для того чтобы ребёнок освоил навык письма к школе, нужно до двух лет дать ему доступ к занятиям с мелкой крупой, пластилином, песком для развития мелкой моторики. А в три-четыре года научить ловить мяч – для крупной моторики.
«Однако на рынке есть огромный выбор развивающих игр, которые помогают родителям не тратить время на поиск того, чем же заняться с ребёнком, а позволяет вместе весело проводить время. Ключевой момент: играть в развивающие игры лучше вместе хотя бы до тех пор, пока ребёнок не научится в них играть самостоятельно или пока не скажет: «Мам (пап), иди уже, я хочу сам (сама) поиграть». Для того, чтобы узнать, как происходит развитие ребёнка, я бы посоветовала почитать труды Л.С. Выготского о возрастном развитии и зонах ближайшего развития», - продолжает Екатерина.
Хорошо, вы решили, что вам нужны игрушки, но как теперь выбрать те, которые будут действительно полезны?
«Лучшие развивающие игры – это те игры, которые соответствуют требованиям безопасности. Совсем здорово, если они выполнены из натуральных материалов. А самое главное – это своевременность развивающей игрушки, то есть соответствие возрасту ребёнка, либо его потребностям на момент покупки», - Екатерина.
Лучше выбирать по одной игре, советует психолог, и структурировать по направлению воздействия. Например, для детей 4-5 лет важно, чтобы игры были направлены на:
1) Развитие эмоционального интеллекта.
2) Развитие мышления, памяти и общей осведомлённости.
3) Развитие интеллекта.
4) Развитие логики.
5) Различные балансиры, мозжечковые стимуляторы.
6) Развитие пространственного мышления.
Теперь вы решили, что обязательно скупите все деревянные пирамидки и ксилофоны? Но тут тоже есть подвох, можно ведь слить весь семейный бюджет на игрушки.
«На мой взгляд, все игрушки, которые рекламируются (даже если в рекламе говорят, что они развивающие, особенно интерактивные светящиеся и говорящие - это все пустая трата денег) на 99,9% бесполезные. Я к их покупке отношусь скептически, своему ребёнку покупаю только изредка, потому что очень хочется чего-то красивого и яркого. Спойлер - они потом лежат ненужные, интерес к ним очень скоро пропадает.
Я делала подборки по возрастам, например, игрушки от нуля до года, чтобы, во-первых, дать ребёнку необходимые материалы для своевременного развития, а, во-вторых, не слить на незапланированные покупки половину семейного бюджета
И ещё насчёт системы Монтессори: сейчас в интернете продаётся много игр с подписью «по системе Монтессори». Однако хочу отметить, что это тоже зачастую маркетинговый ход. Потому что в этой системе развития в основе лежит отношение педагога и родителя к ребёнку, следование за ребёнком, опять-таки своевременность предоставляемого для игр ребёнка материалов».
Так всё-таки больше гулять с малышом или давать «развивашки»? Что делать, если не терпится вырастить умного, сообразительного, а, может, даже гениального ребёнка?
«Лучшее для ребёнка – это своевременное и комплексное развитие, совсем не важно, где оно протекает. Развитие эмоционального интеллекта в моменте общения с другими детьми в песочнице, дома с мамой в момент приготовления ужина, в момент занятий физическими упражнениями, в момент чтения книг перед сном и даже в момент 10-минутного ничегонеделания. На эту тему есть отличная и очень доступная для восприятия книга Анны Быковой «Развивающие занятия ленивой мамы» (16+). Мне кажется, это бестселлер для новоиспеченных мам, которые очень переживают о будущем своих малышей».
Надеемся, мы помогли вам, и теперь ваша квартира не рискует превратиться в кладбище домашних игрушек. И помните, нет ничего лучше для развития, чем здоровый эмоциональный контакт с родителем.
Кстати, если вы ищете, что почитать о родительстве, ловите наш предыдущий материал.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
05.02.2025

30.01.2025

10.01.2025

23.12.2024

10.12.2024

22.11.2024

14.11.2024

11.11.2024

11.11.2024
0+
23.10.2024

17.10.2024

15.10.2024

09.10.2024

16.09.2024

10.09.2024

02.09.2024

30.08.2024

15.08.2024

14.08.2024

25.07.2024

17.07.2024

17.07.2024

05.07.2024

03.07.2024

11.02.2025

11.02.2025
