В Липецке более 150 многоэтажек перешли на прямые договора с ЛГЭК
ОфициальноРади чего это делается? Кому это выгодно? Снизятся ли при прямых договорах коммунальные платежи? На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора по сбыту Липецкой городской энергетической компании Надежду Боровкову.

- Надежда Васильевна, год назад ваша компания обслуживала по прямым договорам всего 4 дома, а теперь уже 157. Чем вызван такой рост?
- В общей сумме коммунальных платежей оплата энергоресурсов составляет весомую долю. И люди, видимо, хотят, чтобы их платежи были прозрачными. Они вправе знать, на что уходят их деньги. Поэтому, минуя ГУКи, горожане намерены платить за тепло, воду и водоотведение непосредственно ресурсоснабжающей организации.
- Что для этого необходимо?
- По закону ЛГЭК имеет право заключать прямые договора лишь в том случае, если в доме введён непосредственный способ управления. Это когда жители собираются, отказываются от посредника в виде управляющей компании, и сами решают, каких подрядчиков нанимать, и как сотрудничать с энергоснабжающими организациями. Всё это должно быть отражено в протоколе общего собрания. Только после этого мы выставляем квитанции по каждой квартире, и жильцы платят нам напрямую. Но внутридомовую инфраструктуру ЛГЭК не обслуживает, поскольку в соответствии с границей балансовой принадлежности мы поставляем энергоресурсы до стены дома. Для обслуживания внутридомовых сетей жители нанимают фирму, которая им больше нравится.
- В ходе реформирования ЖКХ немало было схем, переходов с одного на другое, и невольно возникает вопрос: имеют прямые договора с энергетиками какое-то будущее?
- Давайте говорить с позиции закона. По жилищному законодательству существуют всего три формы управления многоквартирными домами: ТСЖ (товарищества собственников жилья), УК (управляющие компании) и непосредственный способ управления. Товарищества не получили широкого распространения, деятельность управляющих компаний оставляет желать лучшего. Остаётся – непосредственный способ управления, при котором можно перейти на прямые договора с энергетиками. Но этот переход оправдает себя лишь в том случае, если жильцы на деле станут хозяевами своего дома.
- Какие проблемы возникают во время перехода на прямые договора?
- Разные. В первую очередь налицо недостаток разъяснительной работы со стороны управдомов, активистов, затеявших этот процесс. Всё происходит, как правило, в форме заочного голосования. По закону, если более 50% жителей какого-то дома проголосовали за непосредственный способ управления, то можно переходить на прямые договора. И переходят. Но даже те, кто подписался под этим, зачастую не знают, для чего они это сделали. А остальные вообще ничего об этом не слышали. И приходится кому-то объяснять, что не ЛГЭК, а именно жильцы дома приняли такое решение.
Другие же ошибочно считают, что при прямых договорах они не должны оплачивать расходы воды и тепла на общедомовые нужды. Такую позицию, по меньшей мере, как странной не назовёшь. Зачем обманывать самих себя? Сегодня жильцы являются совладельцами своего дома, это их собственность. И если общедомовой прибор учёта показывает, что в доме потреблено столько-то тепла, воды, электроэнергии, то кто за это должен платить? Что тут непонятного? Печально, что одни на этом спекулируют, а другие тешат себя иллюзиями, будто платить за общие нужды не придётся. В первом случае это непорядочно, во втором просто глупо. Мы как выставляли счета по показаниям общедомовых приборов учёта и нормативам, так и будем выставлять. Сколько потреблено энергоресурсов, столько и должно быть оплачено.
- Можете примерно сказать, насколько больше или меньше люди платят по прямым договорам?
- Это всё равно, что сказать, какая средняя температура по больнице. Одни платят по счётчику, другие по нормативу. Общедомовой прибор учёта, как правило, списывается на конец месяца, а жители передают показания в разные дни: кто 5-го числа, кто 10-го или 23-го. Кто-то занизил данные, кто-то вообще забыл передать. И, естественно, суммируя показания индивидуальных приборов учёта, вы никогда точно не выйдите на показания общедомового прибора учёта. Обязательно будут небалансы: в одном месяце больше, в другом меньше.
В квартирах, где нет счётчиков, как правило, нет экономии энергоресурсов, и мы не можем знать фактический расход горячей или холодной воды, обычно там текут краны, бочки унитазов. Думаете, это мелочь? Отнюдь! В одном из домов 9-го микрорайона из-за неисправного унитаза расход воды в сутки на одного человека составил почти 800 литров, при нормативе 190. А оплачивают эти "небалансы" жильцы всего дома.
- Тогда какая выгода горожанам от прямых договоров?
- Выгода может быть лишь в том случае, если жители дома, перешедшие на прямые договора, разбираясь, за что они платят, посмотрят в первую очередь на то, что происходит в их доме? Не текут ли трубы в подъезде и подвалах? Не скручивают ли соседи счётчики, не живут ли непрописанные люди? Исправны ли сантехнические приборы у престарелой бабушки, а, может, надо вызвать слесаря.
Бывает, что в квартирах, где нет индивидуальных приборов учёта, прописан один человек, и оплата по нормативу начисляется на одного, а по факту квартира сдана в аренду, в ней проживают трое-четверо, и энергоресурсов потребляется в несколько раз больше. По сути, это воровство, за которое расплачиваются честные люди, имеющие у себя приборы учёта. У "новых русских" в многоэтажных домах есть сауны, джакузи, которые потребляют огромное количество воды, электроэнергии, но счётчиков в этих квартирах нет. За них также платят соседи.
Если жильцы наведут порядок в своём доме, допустим, все квартиры будут оприборены, и станут передавать данные приблизительно в одно время, то небаланс по дому снизится, его фактически не будет. Такие дома у нас есть. Например, ул.Луговая, 20 – порядок в доме, ул.Космонавтов, 46/1 – порядок в доме. Больших коэффициентов здесь практически не бывает. По ул. Горняцкая, 4 уже через год после перехода на прямые договора потребление воды сократилось чуть ли не вдвое. Следовательно, и оплата снизилась.
Кроме того, жителям выгоднее заключать прямые договора, поскольку ресурсоснабжающие организации в целом по году производят корректировку размера платы за отопление в соответствии с показателями общедомовых и индивидуальных приборов учёта (при их наличии). Например, ЛГЭК за 2011 год в ближайшее время произведёт возврат жителям по ул. Политехническая д.1 – 166 тысяч рублей, по ул.Политехническая, д.3 – 139 тысяч рублей, а также по другим домам, в которых есть общедомовые приборы учёта тепла.
Рыночные отношения приводят нас к пониманию того, что за всё надо платить, а прямые договора могут сделать оплату за энергоресурсы справедливой, и тогда честные потребители перестанут платить за "умных", точнее за непорядочных людей. И неслучайно, что с каждым месяцем число жителей, желающих перейти на прямые договора, становится больше.
Последние новости
27.09.2019

18.09.2019

10.09.2019

09.09.2019

09.09.2019

01.08.2019

19.07.2019

19.07.2019

21.06.2019

21.06.2019

21.06.2019

17.06.2019

17.06.2019

13.06.2019

09.07.2025

09.07.2025

09.07.2025

09.07.2025
