Российское "Воскресенье": моральный долг или свобода души
Обсуждаем высокооцененную критиками картину.
И пусть российский кинематограф отстает по качеству и количеству блокбастеров, артхаусная наша фильмотека сильна. Как показал прошедший 41-й Московский международный кинофестиваль, не одним Серебренниковым и Звягинцевым земля русская красна. Успех, и успех заслуженный, имела картина "Воскресенье"(18+) режиссера Светланы Проскуриной.
Среднестатистический зажиточный провинциальный чиновник получает анонимную записку со словами "Скоро умрешь". Эти слова способны напугать, но только живущего по-настоящему. Терехов не видит в этом послании именно знака, философского посыла, он считает, что это очередная угроза, от которой спасут охранники.
Скоро умрешь...Что нужно сделать после такого послания? Довести дела до конца; пожить в свое удовольствие; сделать все, чтобы тебя запомнили человеком добродетельным? Также терзает общество и главного героя: он богат, а значит должен дать денег; он любил, а значит должен был сохранить чувства до конца своей жизни; он обладает властью, а значит должен восстанавливать справедливость. Долг, перед собой и перед обществом, жертвенность, отрицание себя и своих желаний - лейтмотив картины. Где та грань между соблюдением норм и правил морали и свободой души? Насколько ценна жизнь в коконе обязательств? И представляет ли какую-либо ценность совершение добрых поступков без истинного желания, а только потому, что так надо?
За тот маленький отрезок времени, который ограничил хронометраж фильма, герои не придут к другой точке и не изменят суть. После попыток закончить жизнь самоубийством, терзаний и попыток поставить все в нужное русло, люди останутся теми же: недолюбленными, уставшими, неосвобожденными. Любовница Терехова выбросится из окна - и не умрет, а получит сложную травму и останется жива. Прикованная к постели мать чиновника, так сильно желающая уйти из жизни, умирает долго и мучительно. Сам Терехов, совершая милосердные поступки и отдавая долг, становится слабее и медленно угасает. Зло здесь не люди; зло здесь - ожидания, ярлыки, нормы закона и морали, долг перед ближним.
Об актерах говорить не хочется. Если все работает, как отлаженный механизм, если все так, что не вызывает вопросов, - зачем? Никакого диссонанса, кристальной чистоты игра и идеально подобранные типажи.
Картина "Воскресенье" - с истинно русским духом, с присущими нам чувством долга, обязательствами, недосказанностью и вечными устремлениями, не имеющими законченности. Как сказала в своем интервью Светлана Проскурина: "Почему мы тоскуем? Почему жизнь априори драматична? Мы все недовоплощены. Вот в чем оптимизм моей картины? Это обещание Бога, что "там" что-то есть. Никогда ни один человек, даже если он гений, не скажет, что он довоплотился, все здесь сделал. Это недовоплощенность и есть доказательство присутствия Бога."
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
10.10.2024
6+